При написании данной курсовой работы перед нами была поставлена цель: изучение принятия образа тела у склонных к полноте людей.
Для реализации заданной цели в соответствии с поставленными задачами был проведен анализ научной и психологической литературы по изучаемой проблеме. Затем мы выявили особенности понятия «образ тела» и подобрали необходимый материал для изучения рассматриваемого аспекта курсовой работы. Составление, проведение и анализ диагностических данных по исследуемой проблеме являлось решением последней поставленной нами задачей. Таким образом, необходимо сказать, что цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены.
Наше исследование было посвящено проблеме содержания и структуры образов женщины отражаемых их собственным сознанием. Объектом исследования являлись белорусские женщины в возрасте 25-45 лет, склонные к полноте.
В результате изучения и анализа научной литературы можно сделать следующие выводы.
Анализ данных, полученных с помощью методики «проективный рисунок человека» позволил выделить несколько основных направлений в описании образа тела испытуемых. При интерпретации данных учитывались структурные, формальные, и содержательные характеристики рисунка, в том числе и анализ вербальных ассоциаций при составлении истории к рисунку.
В поиске идеала красоты собственного тела, который, в свою очередь, был нестабильным, человек находится постоянно. Принимая за него определенные параметры фигуры, он прилагал все усилия, чтобы им соответствовать, но затем взгляды менялись, и человек устремлялся к новому идеалу. В итоге вошел в обиход термин «нормативной неудовлетворенности» собственным телом, характеризующий «обыденность» большего уровня неудовлетворенности собственным телом у женщин, чем у мужчин на протяжении всей жизни.
Как и любая ценность, красота человеческого тела является таковой только в аспекте принятия ее обществом. При этом общественное мнение формируется и поддерживается средствами массовой информации, семьей, ближайшим окружением: друзьями, коллегами, знакомыми и даже случайными людьми. Неосторожно оброненная фраза по поводу внешности при определенных условиях может явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущения собственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образа собственного тела.
В результате изучения теоретических данных и постановки гипотезы, была проведена экпериментально-исследовательская работа с женщинами, склонными к полноте, и выявлены следующие особенности образа тела у данного контингента респондентов:
Во-первых, ярко выражены нарушения симметрии и границ образа тела, это характеризуется переживанием телесной рассогласованности, нескоординированности и неадекватности, слабостью личностных границ, недостаточностью энергетического тонуса.
Во-вторых, отмечается хроническое нарушение координации главных измерений образа тела, неадекватность личностной интеграции. Нарушено переживание целостности и связанности внутреннего психического и телесного опыта.
В-третьих, выражена отчужденность, отсутствие личностно-значимо го и зрелого контакта с окружением.
В-четвертых, обнаружено отсутствие контакта с внутренним миром и собственной эмоциональной жизнью, и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений. Мышление лишено эмоциональной компоненты, выхолощено, чрезмерно конкретизировано.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась: женщины, склонные к полноте, в большинстве своем не воспринимают себя адекватно, постоянно чувствуя себя неполноценной в жизни, испытывая подавленное состояние и постоянное неудовлетворение не только своей фигурой, но и жизнью, как личной, так и социальной.
Это интересно:
Возрастные особенности
развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму, наркомании
Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития. А какие из них способны повлиять на знакомство ребенка с наркотиками?
Так, практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обе ...
Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий
с младшими школьниками. Трудности обучения детей младшего
школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечив ...
Анализ результатов исследования. Результаты
исследований
1. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным
Военнослужащие войск ПВО
№
АС (в %)
НПУ (в %)
МН (в %)
1
40
30
40
2
35
20
3 ...