Приложение 3
Методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберг) для изучения самоуважения и защитных механизмов
Опросник создавался как одномерный, хотя факторный анализ выявил два независимых фактора – самоуважение и самоуничижение. Содержательный анализ отдельных вопросов позволяет выделить среди них две группы, одна из которых гипотетически относится к фактору самоуважения, а другая – к фактору самоуничижения. Чтобы убедиться в этом, приведем текст опросника.
Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие.
Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
Мне кажется, что у меня есть ряд хороших качеств.
Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
Я в целом к себе хорошо отношусь.
В целом я удовлетворен собой.
Мне хотелось бы больше уважать себя.
Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Правомерно предположить, что вопросы 1, 3, 4, 6 и 7 выявляют, скорее, самоуважение, а 2, 5, 8, 9 и 10 – самоуничижение.
Опросник предполагает 4 градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В бланке ответов они обозначены соответственно 1, 2, 3 и 4. При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается балл от 1 до 4 в соответствии с этими четырьмя градациями. При таком способе обработки данных чем ниже балл по ответам, выражающим самоуважение, тем выше показатель самоуважения. Напротив, чем выше балл по ответам, выражающим самоуничижение, тем ниже показатель самоуничижения. Известно, что подросток пребывает между двумя социальными мирами – миром детей и миром взрослых. Переходя из первого во второй, он не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Оба мира предъявляют к нему противоречивые требования и ожидания, что может приводить к конфликтным ситуациям, ухудшению адаптации и усилению внутриличностных противоречий. Оставаясь в той же самой социальной среде, подростки оказываются в сфере крайне неопределенных взаимоотношений – «вроде, все, как всегда» и в то же время все иначе. Противоречивости самоотношения подростка способствует и родительское противоречивое отношение, которое можно выразить словами: «Ты уже взрослый, но ты еще ребенок».
Усредненные показатели по указанным группам вопросов приведены в таблицу 3.2.3 с усредненными показателями ответов по двум группам вопросов
Таблица результатов исследования по методике «шкала уважения»
Вопросы 1, 3, 4, 6, 7 (Самоуважение) |
Вопросы 2, 5, 8, 9, 10 (Самоуничижение) | |
Дети с ВСД |
1,825 |
2,414 |
Приложение 4
Тест “Рисунок человека” (К. Маховер, Ф. Гудинаф)
Назначение теста
Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального "я", выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.
Это интересно:
Особенности готовности военнослужащих войск ПВО к экстремальным ситуациям
служебной деятельности
Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО) — род войск Сухопутных войск Российской Федерации. Цель и предназначение — защита группировок сухопутных войск и объектов тыла от ударов средств воздушного нападения противника.
Войска противо ...
Телесные ощущения и восприятие формы тела
Названные феномены классифицируются следующим образом.
1) Галлюцинации телесных чувств. Различаются термические галлюцинации (пол под ногами раскален, невыносимое ощущение жара) и тактильные галлюцинации (дует холодный ветер, под кожей п ...
Организация психолого-педагогической профилактики
Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь ...