Эргономика
Страница 1

Термин эргономика

(от греч. ergon — труд и nomos — закон, «закон работы») в 1857 г. предложил Войтех Ястшембовский, имея в виду новую науку о труде, основанную на изучении закономерностей науки о природе. Такой же смысл в понятие эргонология вкладывал В. М. Бехтерев, а В. Н. Мясищев — в понятие эргология. Еще в 1920-х гг. отечественные ученые указывали на то, что трудовая деятельность не изучается в целом ни одной из существующих наук, несмотря на свою важность, в полном объеме она не входит ни в одну из существующих дисциплин.

Организацию в 1949 г. первого эргологического исследовательского общества в Англии принято считать датой рождения новой науки. В 1961 г. создана Международная экономическая ассоциация; в 1960 г. выходит первый профессиональный журнал — Human factors («Человеческие факторы» — так и теперь эта область знаний именуется в США). Становление инженерной психологии

в 1940-1950-х гг. привело к утверждению понятия и идеологии «система "человек-машина"»

(СЧМ); становление эргономики

в 1960-х утвердило понятие «система человек

- техника

- среда»

(СЧТС). Генеральную идею эргономики — координацию деятельности всех специалистов, занимающпхся трудом, можно считать вторичной интеграцией наук, еще раз подтвердившей мощные генетические взаимосвязи наук о человеке.

Под эргономикой

понимается область знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе «человек - техника - среда» (СЧТС) с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации и энергии, происходящий в системе «человек - орудие труда - предмет труда -окружающая среда». В силу этого эргономические исследования основываются на выяснении закономерностей психических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности, на изучении особенностей взаимодействия человека с орудиями и предметами труда, с окружающей средой в широком смысле (ее пространственных, временных, информационных и энергетических свойств)

Особым фактором эргономики можно считать социально-психологический эффект, порождаемый непосредственным взаимодействием людей в их профессиональной деятельности. Убедительная роль психологических «переменных» видна даже в «простых» случаях расположения рабочих мест в помещении. Например, расположение рабочих столов служащих-женщин «лицом к лицу» в короткое время приводит к напряженности психологического климата в трудовом коллективе, а в последующем — к затяжным конфликтам. Размещение в лифтах организации зеркал изменяет субъективные оценки комфорта и скорости их движения, снимает многочисленные жалобы. Даже небольшие изменения в пространстве кабинета руководителя приводят к восприятию подчиненными помещения как «строгого» пли «демократичного» с переносом характеристик пространства на личность руководителя. Увеличение размеров кабинета, стола, высоты кресла — давно известные способы повышения социального статуса его хозяина внутри организации.

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии в середине XX в. и не решаемые средствами технических и медицинских наук. Научно-техническая революция в промышленности и на транспорте настоятельно потребовала нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены труда, художественного конструирования.

Первой серьезной проблемой стала недостаточная эффективность СЧТС. Оказалось, что человек-оператор по ряду причин не в состоянии использовать весь потенциал СЧТС. Среди таких причин были установлены: несогласованность параметров оборудования и возможностей человека, динамики работоспособности человека в условиях дефицита времени и информации, интенсивного воздействия факторов среды (шум, вибрация, излучение, микроклимат); недооценка мотивации человека в овладении новой техникой, уровня его интеллектуального и духовного развития. Так, в СССР в 1970-1980-х гг. внедрение новой техники и технологии сопровождалось повышением производительности труда не более чем на 25-30%, а нередко — Ааже ее понижением. Например, на фосфористых карьерах в Казахстане при преимущественном использовании 27-тонных самосвалов производительность труда составляла 4327 м3/год. Повышение грузоподъемности самосвалов до 40 т привело к снижению производительности труда на одного человека до 2605 м3/год. В сельском хозяйстве выработка у трактора ДТ-54 составляла 9271 га пахоты, а у более мощного ДТ-75 — 8076 га.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Общение как специфический вид деятельности. Общая характеристика общения
В современной психологии существуют разные мнения о сущности процесса общения. Р. Шмидт рассматривает общение как интериндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыт ...

Пути формирования имиджа
Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно [16]. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление челове ...

Механизмы межличностного восприятия. Рефлексия, идентификация, эмпатия
Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов , обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отноше ...