Характерная для психологии труда интегральность («комплекс научных дисциплин о труде») научных подходов к предмету своего исследования транслируется и на ее дочерние ветви.
Эргономика органически связана с художественным конструированием (дизайном),
целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Она достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К качествам предметов в контексте эргодизайна относятся не только формальные и художественные свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, придающие изделиям, помещениям, технологическим линиям функциональное и композиционное завершение. Именно функциональный аспект позволяет рассматривать эргономику как естественно-научную основу дизайна. В практическом плане учет человеческого фактора — неотъемлемая часть процесса художественного конструирования
В масштабе эргодизайна
как научной дисциплины различаются и развиваются такие направления, как проектная деятельность, художественное конструирование, художественное моделирование,
имеющие свои специфические задачи и свой предмет.
Дизайн как проектная деятельность.
Наличие канона (вещных форм культуры, в которых исторически кристаллизовались целесообразные для данных условий способы практической деятельности,потребления, социальные отношения, выработанные поколениями) практически избавляло ремесленника от необходимости исследовать потребности людей, ибо образцы и круг потребления были заведомо известны. Те вещи, в которых система канона находила наиболее адекватное воплощение, признавались образцовыми и служили эталонами совершенной формы, мастерства, объектом подражания и копирования, ориентирами в создании еще более совершенных образцов.
С расширением ассортимента товаров и изменением технологии их изготовления, классовой структуры общества и потребностей людей канонический тип деятельности обнаруживает свои ограничения. В новых социально-экономических условиях формируется и обособляется проектная деятельность,
вынужденная опираться на авторитет доказательного знания (а не традиций и веры). Возникает необходимость в проектных исследованиях, в становлении социального института стандартизации. Теперь уже вовлеченный в промышленность культурный образец начинает играть роль лишь прототипа. Соответственно определяются и изменяются задачи проектной деятельности:
♦ сохранив существенные функциональные и морфологические свойства прототипа, изменить схему его технологического изготовления;
♦ не приспосабливать новую технологию к воспроизводству формы ремесленных образцов, а перепроектировать саму форму с учетом новой технологии, не меняя функционального назначения вещи.
В конце XIX в. закладывается функциональный принцип проектной деятельности: проектировать не вещи, а функциональные процессы и эффекты. Например, проектировать не светильник, а освещение; не кресло, а комфорт; не бензоколонку, а оптимальное обслуживание клиента [94, 138].
Художественное конструирование.
Как показала практика, внедрение новых промышленных продуктов в сложившуюся культурную среду нередко приводило к конфликту, вызывая отрицательную реакцию общества (старые культурные образцы разрушены, а новые еще не сложились). Таким образом объективно возникла задача формирования новой художественной идеологии и ее соединения с проектной деятельностью. Появляется специфический тип проектной деятельности — художественное конструирование.
Главная цель дизайна — включать продукты техники в мир человеческой культуры путем создания культурных образцов промышленных изделий, способствующих формированию гармоничной предметной среды дтя человека; одна из задач — создание изделий, которые находят сбыт и применение в настоящее время.
Художественное моделирование. Содержательно задачи дизайна сводятся не к приданию вещи какого-либо образа, но — опираясь на образный подход — к воссозданию в проекте «гармоничного целого», «живой формы жизнедеятельности» человека. Современный дизайн ориентирован на создание образа вещи, который был бы органичен данной культуре и воплощал ее наиболее органичные тенденции, что предполагает своеобразный «диалог с потребителем».
Это интересно:
Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур
Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. Профессиональное общение работник ...
Стиль поведения в конфликтных ситуациях
Когда человек находится в конфликтном противостоянии, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. При этом ему необходимо учитывать собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей ...
Список сокращений и список
символических обозначений
А — ангстрем (десятая часть нанометра; см. нм)
амер. — американский (относящийся к США)
АМН — Академия мед. наук
АН — Академия наук
англ. — английский
букв. — буквально, буквальный (смысл)
в. — век
в т. ч. — в том числе
г — грамм ...