Понимание личности как психологического явления опирается на анализ ее структуры. Как заметила Е.В. Шорохова, для психологии личности важен не сам перечень свойств, а их субординация, структура, определяющая тип поведения. Такая структура является продуктом развития человека, постепенно складываясь на стадиях его жизненного пути. Эта структура, как отмечает Б.Г. Ананьев, есть целостное образование и определенная организация свойств. В психологии пока еще нет достаточно четкой классификации свойств личности. Обычно, как отечественные, так и зарубежные исследователи выделяют такие свойства, как направленность личности, темперамент, характер, способности, мотивация и т.д. Но на наш взгляд, все перечисленное можно считать не свойствами, а системами свойств, так как они являются сложными образованиями. Поэтому правильнее было бы назвать свойства, обеспечивающие определенный уровень общения не коммуникативными свойствами личности, а системами коммуникативных свойств личности.
По литературным данным свойства человека имеют различное происхождение: природное и психическое. Коммуникативные свойства личности включают в себя как элементы природных свойств, так и психических. Природные свойства - это исходные, те которые зависят от типа ВНД, они определяют импульсы коммуникативной деятельности, а также тонус и динамику протекания психических процессов.
Факторы, определяющие динамику и успешность личности в общении, представляют собой личностные свойства, способности, умения и т.п., составляющие в системе коммуникативную структуру личности, ее коммуникативный потенциал.
Именно исследования, проведенные в сфере межличностного общения В.В. Рыжовым и В.А. Богдановым, дают основания предполагать о существовании коммуникативной структуры личности.
Коммуникативная структура личности - это относительно стабильное целостное образование, состоящее из систем коммуникативных свойств личности и коммуникативного потенциала личности, который взаимодействует с этими системами. Системы этих свойств формируются в процессе общения, а также под влиянием ряда факторов и закрепляются в структуре личности. Выделение особой системы коммуникативных свойств личности возможно только условно, так как личность участвует в общении как целостная личность, и любое ее качество "включено" в общение и, следовательно, влияет на его эффективность.
Стабильность коммуникативной структуры личности проявляется в индивидуально-психологических особенностях конкретного индивида под влиянием ряда факторов, среди которых важное место занимают образ жизни человека, социальные ситуации и др.
Ядро коммуникативной структуры личности составляют коммуникативные свойства личности.
Коммуникативные свойства личности - это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении.
У субъекта общения имеется также определенный коммуникативный потенциал, который определяет его коммуникативные возможности. Коммуникативный потенциал - это система социально-психологических свойств, обеспечивающих тот или иной характер общения. Та система социально-психологических свойств, составляющих коммуникативный потенциал личности, которая закрепилась и, обладает устойчивостью, переходит в коммуникативные свойства личности. Сам же коммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающей и обогащающейся системой свойств.
Это интересно:
Смысл жизни. Понятие смысла жизни
Постараемся, прежде всего, вдуматься, что это означает «найти смысл жизни», точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое понятие «смысла жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным? Понятие смысла пр ...
Методы изучения свойств внимания у младших школьников. Сведения
об испытуемых
Испытуемые – учащиеся 2х классов, МОУ средней школы №26, Центрального района города Тольятти.
Общее количество испытуемых – 60 человек.
Основные методы, применяемые при изучении развития внимания у детей младшего школьного возраста. ...
Характеристика методик исследования
1. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-
АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным [33; 25 - 38]
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: "достоверность" (Д) (Приложение №1 ...