Система коммуникативных свойств в структуре личности
Страница 6

Полезная информация » Система коммуникативных свойств в структуре личности

Частные возможности к коммуникации, коммуникативный потенциал личности, составляют периферию образа и центральное ядерное образование.

Ядро обеспечивает постоянство коммуникативных возможностей, которые закрепляются и переходят в коммуникативные свойства личности. Происходит это лишь в том случае, если данные возможности имеют существенное значение для человека и окружающих его людей. Возможности закрепляются и превращаются в свойства, когда они обеспечивают достижение значимого для человека эффекта в коммуникативной деятельности.

Периферия ближе или дальше от центра может пополняться, изменяться. На нее постоянно будут действовать социальные и психологические факторы.

Центр, ядро и периферия находятся в постоянном сложном взаимодействии между собой. Ядро коммуникативной структуры личности определяет аффективную окраску его периферии.

Изменение коммуникативного потенциала личности со временем приводит и к изменению, пополнению коммуникативных свойств личности, ядра коммуникативной структуры личности. Это происходит в связи с тем, что некоторые возможности из коммуникативного потенциала личности закрепляются и характеризуют уже постоянство особенностей поведения человека в сфере коммуникативной деятельности, значимые для него самого и его социального окружения.

На каждом этапе развития происходит увеличение коммуникативных возможностей личности, вследствие этого увеличивается и количество постоянных свойств, характеризующих личность в плане общения. Все подструктуры коммуникативной структуры личности находятся в тесной взаимосвязи.

Так, например, невозможно рассматривать коммуникативную деятельность без учета ведущих коммуникативных мотивов.

Мотив тесно связан и с типологическими особенностями личности, с темпераментом. Он пронизывает, по данным В.Г. Леонтьева, все структурные образования личности, особенно ее направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и деятельность.

Согласно данным С. Шехтера, К. Ланге, П. Барда, Д. Хебба и др. немалый вклад вносит мотивация и в эмоциональные процессы. Действующие мотивации в сочетании с эмоциональными компонентами формируют в течении жизни человека устойчивые черты личности, т.е. те свойства, которые характеризуют поведение человека в сфере общения. По данным В.Г. Каменской каждая маргинальная мотивация связана с определенной эмоцией и проявляется в устойчивых личностных качествах.

Воля также предполагает борьбу мотивов. Главной психологической функцией воли, по мнению В.А. Иванникова, является усиление мотиваций.

В единстве с характером, в свою очередь, выступают волевые свойства:

решительность, самообладание и др. На формирование характерологических свойств сильное давление оказывает темперамент. Так, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность, спокойствие-тревожность.

Именно поэтому коммуникативная структура личности представлена нами в виде пересечения сфер. Все подструктуры контактируют также между собой. Так, например, существуют возможности личности, зависящие одновременно от характера и темперамента, от воли и характера, от способностей и эмоций и т.д. Эти возможности также могут со временем закрепляться и переходить в свойства.

Так, кратко, мы представляем себе системы коммуникативных свойств в коммуникативной структуре личности. Итак, подведем итоги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Общая характеристика педагогической деятельности. Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подраст ...

Эмпирическое исследование коммуникативных и организаторских способностей. Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Исследование было проведено на базе Альметьевского филиала института экономики, управления и права. В исследовании принимали участие студенты первого курса факультета психологии в возрасте 17–19 лет, в количестве 18 человек, из которых мы ...

Имидж организации. Понятие имиджа
Слово имидж в России стало популярно сравнительно недавно. Оно пришло к нам из английского языка. Согласно этимологии данного слова с латинского языка «imago» оно обозначает образ, вид. В бытовом сознании человека имидж понимается как обр ...