Исходной базой для изучения коммуникативных свойств в психологии послужили исследования проблем личности и общения в их глубокой взаимосвязи. В психологической науке все прочнее утверждается мысль о многообразии значений качеств, проявляемых личностью в общении. Серия этих исследований была начата А.А. Бодалевым под влиянием идей Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева и продолжена его учениками и соратниками.
Всего в изучении КСЛ можно выделить три подхода: аналитический, поликомпонентный и системный.
В рамках аналитического подхода исследуются отдельные коммуникативные характеристики: общительность, эмпатия и др.
Изучение коммуникативных способностей стало важным шагом поликомпонентного подхода в исследовании коммуникативных характеристик. Благодаря трудам Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, А.Н. Лентьева, СЛ. Рубинштейна и др. был определен контекст в изучении проблемы способностей: обязательное рассмотрение их в связи с деятельностью. Помимо коммуникативных способностей широко исследуются и коммуникативные умения, коммуникативные черты характера.
Довольно долго при изучении межличностного общения не было выделено параметра, который мог бы выявить уже систему внутренних возможностей человека в осуществлении межличностного общения. Исследование системы коммуникативных характеристик начинается в основном в рамках коммуникативного подхода. Интегральными понятиями, изучающими систему коммуникативных свойств, становятся коммуникативный потенциал, коммуникативные возможности, коммуникативное ядро личности.
Анализ литературы показал, что у психологов нет единого термина для обозначения свойств личности, необходимых при общении, наблюдается известная фрагментарность и недостаточно выражен системный подход.
Это интересно:
Анализ полученных данных по изучению условий социально-педагогической
поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении
Проанализировав полученные данные по анкетам, можно сделать следующие выводы и дать рекомендации:
· Не все воспитатели четко разграничивают понятия «одаренность» и «способности».
Одаренность
– генетически обусловленный компонент способ ...
Внимание инстинктивное
Инстинктивное движение отличается от рефлексов главным образом тем, что между ощущением и движением вставляется особое психическое состояние, которое мы называем инстинктивными эмоциями или влечениями. Физиология и психология этих состоян ...
_X_
ХАЛЛ КЛАРК ЛЕОНАРД (Hull C. L., 1884-1952) — амер. психолог, разрабатывал концепцию поведения с помощью «гипотетико-дедуктивного» метода, включающего эмпирическую проверку дедуцированных из постулатов гипотетических следствий (см. Дедукци ...


