Экспериментальное исследование психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. Организация проведения исследования психологические особенности поведения детей с вегетососу
Страница 1

Полезная информация » Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией » Экспериментальное исследование психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. Организация проведения исследования психологические особенности поведения детей с вегетососу

Вегетативной нервной системе принадлежит важная роль в жизнедеятельности организма. Назначение ее можно рассматривать в двух аспектах: первый аспект – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Вторым аспектом является обеспечение различных форм физической и психической деятельности. Расстройства вегетативного обеспечения (недостаточность или избыточность) нарушают поведение человека.

При данном заболевании отмечается большое количество психических нарушений, связанных с непосредственным и опосредованным влиянием болезни на психику: по различным данным, в 70-100% случаев заболевания. Преобладание невротических расстройств над психотическими свидетельствует о необходимости пристального внимания к личностным особенностям больных. Между тем анализу подвергаются в основном психопатологические проявления болезни.

При этом используется преимущественно клинический метод. Психодиагностические методы применяются достаточно редко и, как правило, в качестве вспомогательных.

Интерес медицинских психологов сосредоточивается преимущественно в области классических психосоматических заболеваний. Вероятно, именно поэтому психологические исследования больных с ВСД до сих пор столь малочисленны. В последнее время большое внимание уделяется определению качества жизни (это способность индивидуума соответствовать своему положению и получать удовольствие от этого) различных категорий больных. Основными причинами снижения качества жизни являются сердцебиения, перебои в работе сердца, ощущения остановки сердца, общая слабость, быстрая утомляемость, необходимость ограничивать физические усилия, умственную работу, тревога за свое здоровье. Таким образом, соматическое страдание при ВСД тесно переплетается с нарушениями психической сферы.

Многие авторы говорят о высоком уровне личностной и ситуативной тревоги у больных ВСД. Исаев Д.Н. подчеркивает, что существует тесная связь между личностными, психическими отклонениями и изменениями вегетативной регуляции, причем эта связь тем более отчетлива, чем более выражены эти отклонения.

Взаимодействие значимых отношений личности больного с неблагоприятной жизненной ситуацией способствует развитию психологического конфликта. Таким образом, для освещения процессов, происходящих между личностью и средой, следует изучать их взаимовлияние, подвергая анализу как личностные, так и средовые переменные. Необходимо индивидуально-психологический подход дополнить социально-психологическим, а именно: конкретизировать личностный подход анализом социальных ситуаций, в которых личность функционирует. Необходимо подчеркнуть следующее: понимая социальную адаптацию через взаимодействие личности и среды, мы подразумеваем, что ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе, являясь тесно взаимосвязанными и взаимозависимыми. Нас интересовали взаимоотношения между особенностями личности и особыми ситуациями, имеющими отношение к личностным характеристикам. Ситуации являются наиболее существенно связанные с личностью особенности среды.

Настоящее исследование имеет практическое значение. Такие особенности индивидуального сознания больных с ВСД, как упрощенное восприятие себя и других людей, специфическое понимание сущности личностных качеств, могут служить психотерапевтическими «мишенями». Большое количество защитных механизмов, и, прежде всего реакция отрицания, свидетельствует о необходимости специальных разработок по их ослаблению, создания коррекционных программ.

Полученные нами данные имеют значение для совершенствования психодиагностических методик. Разработанный комплекс методик, а также процедура исследования представляются нам наиболее, адекватными для изучения психологических особенностей больных с ВСД. В подростковом возрасте происходят изменения, охватывающие различные сферы развития: телесность, мышление, социальную жизнь и самосознание. Социальная ситуация развития подростка включает ряд взаимосвязанных процессов: завершение физического развития и половое созревание; когнитивное развитие; перемены в структуре общения и круге значимых других; становление самоидентичности.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров (В.М. Минияров, 2000) выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и ср ...

Исторические основания психологии
Современная психология уходит своими корнями к философии IV-V веков до нашей эры. Великие греческие философы Сократ, Платон и Аристотель поставили фундаментальные вопросы о психической жизни человека. Например: верно ли люди воспринимают ...

Психология труда
Психология труда (в узком значении этого слова) изучает, прежде всего, закономерности деятельности человека как субъекта, как индивида; закономерности развития и формирования человека как субъекта-труда. В компетенцию психологии труда в ...