Вегетативной нервной системе принадлежит важная роль в жизнедеятельности организма. Назначение ее можно рассматривать в двух аспектах: первый аспект – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Вторым аспектом является обеспечение различных форм физической и психической деятельности. Расстройства вегетативного обеспечения (недостаточность или избыточность) нарушают поведение человека.
При данном заболевании отмечается большое количество психических нарушений, связанных с непосредственным и опосредованным влиянием болезни на психику: по различным данным, в 70-100% случаев заболевания. Преобладание невротических расстройств над психотическими свидетельствует о необходимости пристального внимания к личностным особенностям больных. Между тем анализу подвергаются в основном психопатологические проявления болезни.
При этом используется преимущественно клинический метод. Психодиагностические методы применяются достаточно редко и, как правило, в качестве вспомогательных.
Интерес медицинских психологов сосредоточивается преимущественно в области классических психосоматических заболеваний. Вероятно, именно поэтому психологические исследования больных с ВСД до сих пор столь малочисленны. В последнее время большое внимание уделяется определению качества жизни (это способность индивидуума соответствовать своему положению и получать удовольствие от этого) различных категорий больных. Основными причинами снижения качества жизни являются сердцебиения, перебои в работе сердца, ощущения остановки сердца, общая слабость, быстрая утомляемость, необходимость ограничивать физические усилия, умственную работу, тревога за свое здоровье. Таким образом, соматическое страдание при ВСД тесно переплетается с нарушениями психической сферы.
Многие авторы говорят о высоком уровне личностной и ситуативной тревоги у больных ВСД. Исаев Д.Н. подчеркивает, что существует тесная связь между личностными, психическими отклонениями и изменениями вегетативной регуляции, причем эта связь тем более отчетлива, чем более выражены эти отклонения.
Взаимодействие значимых отношений личности больного с неблагоприятной жизненной ситуацией способствует развитию психологического конфликта. Таким образом, для освещения процессов, происходящих между личностью и средой, следует изучать их взаимовлияние, подвергая анализу как личностные, так и средовые переменные. Необходимо индивидуально-психологический подход дополнить социально-психологическим, а именно: конкретизировать личностный подход анализом социальных ситуаций, в которых личность функционирует. Необходимо подчеркнуть следующее: понимая социальную адаптацию через взаимодействие личности и среды, мы подразумеваем, что ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе, являясь тесно взаимосвязанными и взаимозависимыми. Нас интересовали взаимоотношения между особенностями личности и особыми ситуациями, имеющими отношение к личностным характеристикам. Ситуации являются наиболее существенно связанные с личностью особенности среды.
Настоящее исследование имеет практическое значение. Такие особенности индивидуального сознания больных с ВСД, как упрощенное восприятие себя и других людей, специфическое понимание сущности личностных качеств, могут служить психотерапевтическими «мишенями». Большое количество защитных механизмов, и, прежде всего реакция отрицания, свидетельствует о необходимости специальных разработок по их ослаблению, создания коррекционных программ.
Полученные нами данные имеют значение для совершенствования психодиагностических методик. Разработанный комплекс методик, а также процедура исследования представляются нам наиболее, адекватными для изучения психологических особенностей больных с ВСД. В подростковом возрасте происходят изменения, охватывающие различные сферы развития: телесность, мышление, социальную жизнь и самосознание. Социальная ситуация развития подростка включает ряд взаимосвязанных процессов: завершение физического развития и половое созревание; когнитивное развитие; перемены в структуре общения и круге значимых других; становление самоидентичности.
Это интересно:
Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях как
психологическая проблема
Экстремальная ситуация - это «такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость» [23; 35
Экстремальная ситуация, как многомерное явление, представляет собой временное стечение негатив ...
Связь психологии сдругими
науками
Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов со ...
Мотивация учебной деятельности.
Определенная вещь, события, ситуации или действие - становятся мотивами деятельности, если: они связываются с источниками определенной активности
человека. Эти источники могут быть разделены на три основные категории:
1. Внутренние исто ...


