Вегетативной нервной системе принадлежит важная роль в жизнедеятельности организма. Назначение ее можно рассматривать в двух аспектах: первый аспект – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Вторым аспектом является обеспечение различных форм физической и психической деятельности. Расстройства вегетативного обеспечения (недостаточность или избыточность) нарушают поведение человека.
При данном заболевании отмечается большое количество психических нарушений, связанных с непосредственным и опосредованным влиянием болезни на психику: по различным данным, в 70-100% случаев заболевания. Преобладание невротических расстройств над психотическими свидетельствует о необходимости пристального внимания к личностным особенностям больных. Между тем анализу подвергаются в основном психопатологические проявления болезни.
При этом используется преимущественно клинический метод. Психодиагностические методы применяются достаточно редко и, как правило, в качестве вспомогательных.
Интерес медицинских психологов сосредоточивается преимущественно в области классических психосоматических заболеваний. Вероятно, именно поэтому психологические исследования больных с ВСД до сих пор столь малочисленны. В последнее время большое внимание уделяется определению качества жизни (это способность индивидуума соответствовать своему положению и получать удовольствие от этого) различных категорий больных. Основными причинами снижения качества жизни являются сердцебиения, перебои в работе сердца, ощущения остановки сердца, общая слабость, быстрая утомляемость, необходимость ограничивать физические усилия, умственную работу, тревога за свое здоровье. Таким образом, соматическое страдание при ВСД тесно переплетается с нарушениями психической сферы.
Многие авторы говорят о высоком уровне личностной и ситуативной тревоги у больных ВСД. Исаев Д.Н. подчеркивает, что существует тесная связь между личностными, психическими отклонениями и изменениями вегетативной регуляции, причем эта связь тем более отчетлива, чем более выражены эти отклонения.
Взаимодействие значимых отношений личности больного с неблагоприятной жизненной ситуацией способствует развитию психологического конфликта. Таким образом, для освещения процессов, происходящих между личностью и средой, следует изучать их взаимовлияние, подвергая анализу как личностные, так и средовые переменные. Необходимо индивидуально-психологический подход дополнить социально-психологическим, а именно: конкретизировать личностный подход анализом социальных ситуаций, в которых личность функционирует. Необходимо подчеркнуть следующее: понимая социальную адаптацию через взаимодействие личности и среды, мы подразумеваем, что ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе, являясь тесно взаимосвязанными и взаимозависимыми. Нас интересовали взаимоотношения между особенностями личности и особыми ситуациями, имеющими отношение к личностным характеристикам. Ситуации являются наиболее существенно связанные с личностью особенности среды.
Настоящее исследование имеет практическое значение. Такие особенности индивидуального сознания больных с ВСД, как упрощенное восприятие себя и других людей, специфическое понимание сущности личностных качеств, могут служить психотерапевтическими «мишенями». Большое количество защитных механизмов, и, прежде всего реакция отрицания, свидетельствует о необходимости специальных разработок по их ослаблению, создания коррекционных программ.
Полученные нами данные имеют значение для совершенствования психодиагностических методик. Разработанный комплекс методик, а также процедура исследования представляются нам наиболее, адекватными для изучения психологических особенностей больных с ВСД. В подростковом возрасте происходят изменения, охватывающие различные сферы развития: телесность, мышление, социальную жизнь и самосознание. Социальная ситуация развития подростка включает ряд взаимосвязанных процессов: завершение физического развития и половое созревание; когнитивное развитие; перемены в структуре общения и круге значимых других; становление самоидентичности.
Это интересно:
Эргономика
Термин эргономика
(от греч. ergon — труд и nomos — закон, «закон работы») в 1857 г. предложил Войтех Ястшембовский, имея в виду новую науку о труде, основанную на изучении закономерностей науки о природе. Такой же смысл в понятие эргонол ...
Персоналии
А
Адлер А., Ананьев Б. Г., Анохин П. К., Аристотель, Ах Н.
Б
Басов М. Я., Бахтин М. М., Беркли Дж., Берн Э., Бернштейн Н. А., Бехтерев В. М., Бине А., Блонский П. П., Божович Л. И., Брентано Ф., Брушлинский А. В., Бэкон Ф., Бэн А., Бюл ...
Воздействие средств массовой информации на выражение агрессии детьми
Вопрос о том, повышается ли уровень агрессии детей вследствие просмотра телепередач, включающих сцены насилия, до сих пор остается спорным. Хотя многие наблюдатели считают, что насилие, показываемое по телевидению, воздействует на поведен ...