В качестве главного новообразования детского возраста следует отметить формирование интегративного самосознания. Впервые в развитии личности отдельные проявления самосознания - самопознание, самоотношение и саморегуляция становятся необходимыми личностными потребностями.
Гипотеза исследования включает следующие положения:
- особая социальная ситуация развития младших подростков страдающие вегетососудистой дистонией, влияет на их психологическое поведение.
- факторами самоотношения больных младших подростков являются неудовлетворенность ситуацией в семье и школе, трудности в общении со сверстниками (внешние факторы); неприятие собственной внешности, повышенная тревожность, низкая оценка качества жизни и счастья (внутренние факторы);
- развитие самоотношения у младших подростков ВСД будет успешным при реализации совокупности следующих психолого-педагогических условий: учет значимыми взрослыми (родителями, врачом, воспитателем, психологом) особенностей самоотношения младших подростков с ВСД; учет социальной ситуации развития младших подростков с ВСД, учет факторов развития самоотношения у младших подростков с ВСД; разработка и реализация программы развития самоотношения у младших подростков с ВСД.
Целью исследования явилось изучение особенностей поведения детей, страдающих ВСД, в процессе их социальной адаптации.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) разработать методику исследования психологических особенностей поведения у детей с ВСД;
2) изучить психологические особенности поведения детей с ВСД в ходе психолого-педагогического эксперимента;
4) сформулировать психолого-педагогические рекомендации родителям, педагогам, медицинскому персоналу и младшим подросткам.
В исследовании использовались следующие методики:
наблюдение за поведением детей с ВСД.
тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберг) для изучения самоуважения и защитных механизмов;
проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер.
тест “Уровень тревожности ребёнка”
Экспериментальной базой исследования выступили: МУЗ ГО «Городская больница № 1, Детское отделение» В исследовании приняли участие 13 младших подростка, находящихся на периодическом лечении в отделении – (6 мальчиков и 7 девочек) В исследовании участвовали родители 10.
Был проведен констатирующий эксперимент с целью изучения психологических особенностей поведения детей с ВСД. Для установления доверительных отношений диагностическое исследование проводилось непосредственно с каждым испытуемым индивидуально. Диагностика одного испытуемого в среднем занимает 2,5-3 часа (по 25-30 минут в день).
Заметим, что еще С.Л. Рубинштейн указывал на необходимость педагогизации психологического эксперимента, отмечая при этом, что психолог-исследователь должен не только изучать, но и, изучая, обучать и воспитывать.
Взаимодействие персонала больницы (врачей, воспитателя, психолога) и родителей происходит как на административном (в лице заведующего отделения), так и на межличностном уровнях. В рамках своих обязанностей персонал отделения обеспечивает подростков медицинской помощью, педагогическим и психологическим сопровождением. Медицинский персонал следит за самочувствием пациентов, психическим состоянием, питанием. В функциональные обязанности воспитателя включено проведение педагогических мероприятий (игры, беседы, прогулки, утренники и т.п.), создание морально-этического климата в палатах. Психолог выявляет группу риска, проводит профилактические и коррекционные занятия с детьми. Эти задачи реализуются в межличностных взаимоотношениях персонала отделения, родителей и подростка. Именно в межличностных контактах значимых взрослых по поводу подростка происходит согласование единой позиции по воспитанию и развитию подростка в стационаре. Психолог отделения является посредником между актуальными потребностями личности подростка и значимыми взрослыми, он способствует повышению психологической компетентности медицинского персонала, учителей, воспитателя и родителей.
Это интересно:
Влияния особенностей личности подростка на статус в группе
сверстников. Методики определения самооценки личности
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы.
Определение самооценки подразумевает всего два варианта:
либо прямое перечис ...
Психические состояния личности и формы их проявления
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом – трудно и неэффективно. Выделяют общие психические состояния и эмоционал ...
Задачи развития юношеского возраста
1.Становление Я-концепции
Прежде всего, дадим определение Я-концепции. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себ ...