Экспериментальное исследование психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. Организация проведения исследования психологические особенности поведения детей с вегетососу
Страница 2

Полезная информация » Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией » Экспериментальное исследование психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. Организация проведения исследования психологические особенности поведения детей с вегетососу

В качестве главного новообразования детского возраста следует отметить формирование интегративного самосознания. Впервые в развитии личности отдельные проявления самосознания - самопознание, самоотношение и саморегуляция становятся необходимыми личностными потребностями.

Гипотеза исследования включает следующие положения:

- особая социальная ситуация развития младших подростков страдающие вегетососудистой дистонией, влияет на их психологическое поведение.

- факторами самоотношения больных младших подростков являются неудовлетворенность ситуацией в семье и школе, трудности в общении со сверстниками (внешние факторы); неприятие собственной внешности, повышенная тревожность, низкая оценка качества жизни и счастья (внутренние факторы);

- развитие самоотношения у младших подростков ВСД будет успешным при реализации совокупности следующих психолого-педагогических условий: учет значимыми взрослыми (родителями, врачом, воспитателем, психологом) особенностей самоотношения младших подростков с ВСД; учет социальной ситуации развития младших подростков с ВСД, учет факторов развития самоотношения у младших подростков с ВСД; разработка и реализация программы развития самоотношения у младших подростков с ВСД.

Целью исследования явилось изучение особенностей поведения детей, страдающих ВСД, в процессе их социальной адаптации.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) разработать методику исследования психологических особенностей поведения у детей с ВСД;

2) изучить психологические особенности поведения детей с ВСД в ходе психолого-педагогического эксперимента;

4) сформулировать психолого-педагогические рекомендации родителям, педагогам, медицинскому персоналу и младшим подросткам.

В исследовании использовались следующие методики:

наблюдение за поведением детей с ВСД.

тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).

методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберг) для изучения самоуважения и защитных механизмов;

проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер.

тест “Уровень тревожности ребёнка”

Экспериментальной базой исследования выступили: МУЗ ГО «Городская больница № 1, Детское отделение» В исследовании приняли участие 13 младших подростка, находящихся на периодическом лечении в отделении – (6 мальчиков и 7 девочек) В исследовании участвовали родители 10.

Был проведен констатирующий эксперимент с целью изучения психологических особенностей поведения детей с ВСД. Для установления доверительных отношений диагностическое исследование проводилось непосредственно с каждым испытуемым индивидуально. Диагностика одного испытуемого в среднем занимает 2,5-3 часа (по 25-30 минут в день).

Заметим, что еще С.Л. Рубинштейн указывал на необходимость педагогизации психологического эксперимента, отмечая при этом, что психолог-исследователь должен не только изучать, но и, изучая, обучать и воспитывать.

Взаимодействие персонала больницы (врачей, воспитателя, психолога) и родителей происходит как на административном (в лице заведующего отделения), так и на межличностном уровнях. В рамках своих обязанностей персонал отделения обеспечивает подростков медицинской помощью, педагогическим и психологическим сопровождением. Медицинский персонал следит за самочувствием пациентов, психическим состоянием, питанием. В функциональные обязанности воспитателя включено проведение педагогических мероприятий (игры, беседы, прогулки, утренники и т.п.), создание морально-этического климата в палатах. Психолог выявляет группу риска, проводит профилактические и коррекционные занятия с детьми. Эти задачи реализуются в межличностных взаимоотношениях персонала отделения, родителей и подростка. Именно в межличностных контактах значимых взрослых по поводу подростка происходит согласование единой позиции по воспитанию и развитию подростка в стационаре. Психолог отделения является посредником между актуальными потребностями личности подростка и значимыми взрослыми, он способствует повышению психологической компетентности медицинского персонала, учителей, воспитателя и родителей.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Профессиональная деятельность и образ будущей профессии
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности. Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компонент ...

Эмпирическое исследование коммуникативных и организаторских способностей. Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Исследование было проведено на базе Альметьевского филиала института экономики, управления и права. В исследовании принимали участие студенты первого курса факультета психологии в возрасте 17–19 лет, в количестве 18 человек, из которых мы ...

Эмпирическое исследование по проблеме развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии. Выявление уровня развития п
Сложной проблемой является диагностика задержки психического развития. Диагностика, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане. С одной стороны, это связано с тем, что у части детей с задержкой п ...