Примем как условность ограниченное число обсуждаемых в учебной литературе компонентов организации. Один из вариантов системного цодхода — «принцип У. Парето (80:20)» утверждает, что небольшая доля ключевых компонентов системы определяет ее эффективность в целом; контроль 20% значимых составляющих позволяет управлять системой в целом.
Таким образом, представление организации как ограниченного состава основных компонентов имеет некоторые достоинства. Вместе с тем в последние два десятилетия намечается тенденция рассматривать организацию как биосоциальную систему,
отражающую как некоторую неадекватность простых схем анализа, так и стремление ученых использовать более разработанные и более сложные модели, апробированные в других научных дисциплинах, в биологии в частности. Динамичность современного общества и производственных технологий, развития отдельных организаций и самого человека указывает на возможность и эвристическую ценность привлечения таких аналогий и рабочих понятий, как рождение, зрелость и старость организации, оптимальные, экстремальные и субэкстремальные режимы функционирования, ассимиляция и диссимиляция, внешняя и внутренняя среда.
Компоненты организации
Системный подход к организации как социальной системе предполагает выделение и анализ основных компонентов, ее образующих, а также взаимосвязей между ними. Нельзя не отметить эмпиризм многих классификаций. В литературе по организационной психологии в качестве компонентов организации нередко называют разнопорядковые реалии, объективные и субъективные феномены, допускающие возможность использования разных оценочных шкал для их анализа. Часто в качестве основных называют следующие составляющие: структура, технология, персонал, задания (трудовой процесс) оперативное ядро, стратегический апекс, или высшее руководство, средняя линия (менеджеры среднего и низового звена), техническая структура (способствующая внутренней координации деятельности), вспомогательный персонал; структура, технологии, финансы, управление, персонал.
Под структурой
организации понимается ее архитектоника, структурные компоненты, их соотношение, типы связей между ними, степень жесткости организационной конфигурации. В такой сложной системе, как социальная организация, можно различить разные структуры — формальную, неформальную, внеформальную, технологическую, институциональную. Например, под формальной структурой
понимается «совокупность предписанных ролей и взаимоотношений,распределение функций между отдельными подразделениями, распределение власти, между формальными подразделениями и формальная коммуникационная сеть». Под технологиями
понимают:
♦ совокупность приемов преобразования предмета труда (сырья, информации, человеческих ресурсов) в конечные продукты и услуги;
♦ механизм деятельности организации по преобразованию предмета труда в результаты, являющиеся целью деятельности организации.
Помимо предмета и средств труда важной составляющей технологий является тип совместной профессиональной деятельности. Можно различить совместно-взаимодействующий, совместно-последовательный и совместно-индивидуальный типы, каждый из которых предполагает оптимальные варианты управленческих организационных структур.
Это интересно:
Обобщённо-теоретический анализ изучаемой
проблемы готовности ребёнка к школе. Понятие готовности ребёнка к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника с ...
Вопросы
Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) легко включается в работу;
Б) активно действует;
В) действует спокойно, без лишних слов;
Г) действует робко, неуверенно.
Как реагирует ребёнок на замечание вз ...
Феноменологический подход
В отличие от других рассмотренных нами подходов, феноменологический практически полностью сосредоточен на субъективном опыте. Здесь изучается феноменология индивида — то, как человек лично переживает события. Этот подход возник отчасти ка ...