(совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого), цели и результаты
(внутренняя упорядоченность, согласованность).
Понятие «организация» применяется к биологическим, социальным, социотехническим, техническим и другим объектам в связи с изучением и управлением их динамическими характеристиками, связанными с функционированием и развитием. Предметом
организационной психологии являются прежде всего социальные организации, среди которых выделяют административные, союзные, ассоциативные, различающиеся по целям, форме образования, функционирования и др. В крупных социальных организациях (учреждениях, предприятиях, фирмах) в свою очередь можно выделять несколько их подструктур: институциональную, технологическую, формальную, неформальную, внеформальную
Под структурой
понимают часть системы, такую совокупность ее компонентов, их отношений и связей, при устойчивости которых сохраняются основные свойства системы. Целенаправленные воздействия на систему для обеспечения и поддержания ее оптимального функционирования называют управлением.
Управление, система, структура в теории систем также имеют несколько основных значений, но в литературе по теории организаций многообразие смыслов этих понятий несколько упрощается, определяется контекстом, например, обычно отождествляются понятия «элементы» и «компоненты».
К основным характеристикам организации относятся:
1) ее размер как фактор, определяющий характер межличностных отношений сотрудников;
2) сложность, связанная со степенью дифференциации (специализации и разделения труда, уровни иерархии управления, территориальное распределение подразделений);
3) формализация как выражение потребности в структурированном контроле (изложенные в письменной форме правила и процедуры, выступающие ориентирами и критериями поведения и деятельности всех сотрудников);
4) рациональность как форма упорядочения социотехнической системы, основанная на логике деятельности, научном знании и здравом смысле, ориентирующая сотрудников на решение собственных задач, способствующих достижению общей цели;
5) иерархическая структура, отражающая различие властных полномочий на разных управленческих уровнях;
6) специализация как типы объединения отдельных видов деятельности, выполняемых разными сотрудниками.
Специализация выступает в двух формах — как разделение труда на предельно простые элементы и как специализация, предполагающая формирование комплексов уникальных знаний, умений и навыков.
Современная организация: компоненты и структура
Очевидно, что такая сложная система, как современное предприятие, может рассматриваться в разных научных подходах, порою с использованием выразительных аббревиатур — SOB (Situation — Organizm — Bechavior), IS (strategie, structure, staff .), 1M (money, management, marketing ?). Но подобная символическая завершенность анализа отражает не столько сущность социальной организации, сколько служит учебно-дидактическим целям — простоте и выразительности формы изложения материала, оптимальности его частей (миллерово число 7 ± 2). Сама структура организации часто понимается умозрительно. Роль и статус отдельных компонентов нередко более обусловлен не их действительным «весом», а методологической позицией исследователя.
Это интересно:
Приложения
Приложение 1
«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климов
Инструкции:
Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта (“а” и “б”). Вы должны в каждой из 20 пар пред ...
Особенности мнестических процессов
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное ...
Определение структуры и степени выраженности эмоционального выгорания у педагогов
На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления социально – демографических характеристик и отношения педагогов к выполняемой профессиональной деятельности и субъективном восприятии стрессогенности трудовой атмосф ...