Дальнейшее развитие психологии труда и последовательное внедрение достижений науки в практику не могло не привести к осознанию и признанию весьма неоднозначной роли социальной среды, окружающей человека-деятеля.
С 1930-х гг., с начала становления «школы человеческих отношений», все чаще и все более убедительно ученые говорят о совокупности социальных и социально-психологических детерминант труда человека, среди которых выделяют межличностные отношения, психологический климат, стиль руководства, организационную структуру и многое другое.
Начало 1960-х гг. знаменуется становлением новой самостоятельной ветви психологии труда — организационной психологии,
или психологии организационного развития.
Организационная психология
является прикладной отраслью психологии, изучающей основные аспекты деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации. Предметом исследования организационной психологии являются разнообразные психические феномены и поведение людей в организациях, а также факторы, их детерминирующие. Проблема эффективности работы предприятия в организационной психологии рассматривается на разных уровнях: предприятия в целом, рабочей группы и отдельного индивида
Социальная организация
в широком смысле представляет собой сознательно координируемое социальное образование, имеющее определенные границы и функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общих целей членов сообщества. Необходимость научного подхода к системному изучению и решению проблем организаций определяется тем, что основными моментами их функционирования и развития являются неоднозначные процессы взаимодействия людей, имеющих различные цели, интересы, потребности, взгляды.
В организационно-психологических исследованиях рассматривается ряд взаимосвязанных положений:
1) поведение отдельных работников зависит не только от их индивидуальных особенностей, но и от внешней среды, особенностей самой организации и функционирующих в ней групп;
2) эффективность организации определяется деятельностью ее персонала;
3) научный подход способствует более успешному решению проблем организации, возникающих вследствие ее развития и развития общества;
4) сущность организации и субъекта деятельности исторически изменчивы, как и представления о них ученых и практиков.
Понятие организация
(от лат. organize — сообщаю стройный вид, устраиваю) имеет несколько основных значений:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловливающих его строение;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур
В контексте организационной психологии эти значения можно рассматривать как предмет
науки (объединения людей), ее метод
Это интересно:
Профессиональная ориентация
Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда. Становление этой научной дисцилины и практики датируется 1908 г. — врач Ф. Парсонс открыл в Бостоне первое бюро по консультации молодежи в выборе профессии. В пос ...
_Л_
ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый).
1. Максимальная частота импульсов возбуждения, которую данная ткань способна воспроизвести в единицу времени в точном соответствии с ритмом стимуляции. См. Рефрактерный период.
2 ...
Тематический предметный указатель
Общенаучные, методологические и философские понятия.
Автореферат
Адаптация
Акцидентализм
Анализ
Артефакт
Артефакт эксперимента
Атрибут
Атрибутивный
Бессознательное
Выборка
Генеральная совокупность — см. Выборочное исследование ...


