Основные составляющие детской одаренности
Страница 1

Понятие детской одаренности » Основные составляющие детской одаренности

Некоторые ученые и в наше время, как когда-то Ф. Гальтон, под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. Если рассуждать формально, то эту точку зрения можно считать верной. Нельзя не отметить, что корень слова одаренность — дар, аналогично в английском языке — gift. И, произнося его, мы уже допускаем, что в психике человека есть нечто такое, что ему даровано. Дар этот им не заработан, не заслужен, его не получишь путем старательного учения, не купишь, не выиграешь в лотерею. В этом аспекте проблема одаренности интенсивно исследуется психогенетикой.

Психогенетика свидетельствует, что этот генетически обусловленный компонент (дар) в значительной мере определяет как конечный результат, так и темп (скорость) развития. Среда, воспитание либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

Мы уже отметили, что в начале XX века многие психологи исходили из того, что этот генетический дар можно относительно объективно оценить и измерить, вычислить коэффициент интеллекта IQ. Первые успехи в сфере этих измерений и вычислений так окрылили создателей тестов интеллекта, что они уверенно стали утверждать, что могут не только оценивать, но даже предсказывать развитие таланта. Мы уже коснулись вопроса о том, почему это не получилось.

Большинство современных ученых одаренностью называют нечто иное. Нетрудно понять, что, с точки зрения психологии и педагогики, рассматривать одаренность как дар генетический — бессмысленно. С момента рождения этот генетический дар сливается с влияниями среды в единую линию развития. Реальная одаренность человека, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому человеку природой, но и от того, в какой среде он рос, какое получил образование, как сам заботился о развитии своего потенциала.

Генетический дар в его чистом виде существует лишь теоретически, в реальной жизни перед нами всегда сложный сплав генетического дара с многочисленными влияниями среды. С момента рождения они сливаются, и четко отделить одно от другого уже практически невозможно. Этот сплав природного дара и влияния внешних факторов обычно и попадает в поле зрения специалистов, измеряющих и оценивающих одаренность.

Но в этом случае правомерен вопрос: стоит ли называть это явление одаренностью? Многие современные психологи стараются именовать это явление потенциалом личности. Но нельзя не заметить, что среда, в которой формируется личность: заботливые умные родители, талантливые педагоги, энергичные, творческие сверстники — это тоже дар. Конечно, это не дар природы, но это дар судьбы. И сливаясь с даром генетическим, этот дар образует то индивидуальное, неповторимое сочетание, которое и может привести к выдающимся достижениям.

Поэтому современная психология утверждает, что одаренность не статическая, а динамическая характеристика. Это очень важный момент, рассмотрим его подробнее. Некоторое время тому назад многие ученые, а вслед за ними и простые люди считали, что если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет. И даже более того, этот дар обязательно где-то проявится. Но исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Реальная одаренность — не просто какой-то застывший божественный или генетический дар, она постоянно эволюционирует. Дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, а потому непрерывно меняется.

Подчеркнем, что динамический подход в значительной мере лишает идею одаренности налета элитарности.

Следующий важный момент, который нам надо отметить, это то, что одаренность — всего лишь потенциал, что может привести к успеху, а может и не реализоваться. Потому-то и в обществе ценится не сама одаренность, не то, у кого какой умственный потенциал, а то, что достиг тот или иной человек.

К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Согласно этой концепции одаренность есть не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Суть ее хорошо иллюстрирует предложенная автором схема.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Характеристика детей с разными типами темперамента
Указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с ...

_Ж_
ЖАЖДА — см. Ощущения органические. ЖАНЕ ПЬЕР (Janet, 1859-1947) — фр. психолог и психиатр. В 1-й период творчества разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов, психастении, психастенического характера, пси ...

Арттерапия при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, тр ...