Модель одаренности Дж. Рензулли
Коллектив русских психологов по заданию министерства образования создал интересную разработку. Руководили этим проектом известные психологи Д. Б.
Богоявленская и В. Д. Шадриков. Авторы выделили два фактора одаренности, которые, по их мнению, являются основными: инструментальный и мотивационный. Выделение мотивационного фактора наряду с инструментальным объясняется теш что предлагается рассматривать одаренность в двух основных аспектах: могу и хочу.
Особый интерес представляет то, как дифференцируются составляющие каждого фактора. Инструментальный аспект одаренности характеризуется:
1. Наличием специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладение предметом).
2. Сформированностью качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности (склонность «все делать по-своему», самодостаточность).
3. Высокой структурированностью знаний, умением видеть изучаемый предмет в системе (умение мгновенно схватывать главное, легко переходить от единичной детали к целому).
4. Особый тип обучаемости (вне зависимости от легкости, скорости, темпа обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений).
В свою очередь, составляющие мотивационного фактора выглядят следующим образом:
1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.).
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайная увлеченность каким-либо предметом, погруженности в то или иное дело.
3. Повышенная познавательная потребность.
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Опираясь на эту концептуальную модель одаренности, можно разрабатывать весь комплекс проблем выявления одаренности и развития интеллектуально-творческого потенциала личности.
Это интересно:
Основные виды памяти
Виды памяти различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится (рис. 1).
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии ...
Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе. Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к
школьному обучению
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процес ...
Взаимосвязь между психологическими и биологическими подходами
Бихевиоризм, когнитивный подход, психоанализ и феноменология — все эти подходы находятся на одном уровне: они основаны на чисто психологических законах и понятиях («подкрепление», «восприятие», «бессознательное», «самоактуализация»). Хотя ...