Основные составляющие детской одаренности
Страница 3

Понятие детской одаренности » Основные составляющие детской одаренности

Модель одаренности Дж. Рензулли

Коллектив русских психологов по заданию министерства образования создал интересную разработку. Руководили этим проектом известные психологи Д. Б.

Богоявленская и В. Д. Шадриков. Авторы выделили два фактора одаренности, которые, по их мнению, являются основными: инструментальный и мотивационный. Выделение мотивационного фактора наряду с инструментальным объясняется теш что предлагается рассматривать одаренность в двух основных аспектах: могу и хочу.

Особый интерес представляет то, как дифференцируются составляющие каждого фактора. Инструментальный аспект одаренности характеризуется:

1. Наличием специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладение предметом).

2. Сформированностью качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности (склонность «все делать по-своему», самодостаточность).

3. Высокой структурированностью знаний, умением видеть изучаемый предмет в системе (умение мгновенно схватывать главное, легко переходить от единичной детали к целому).

4. Особый тип обучаемости (вне зависимости от легкости, скорости, темпа обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений).

В свою очередь, составляющие мотивационного фактора выглядят следующим образом:

1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.).

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайная увлеченность каким-либо предметом, погруженности в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Опираясь на эту концептуальную модель одаренности, можно разрабатывать весь комплекс проблем выявления одаренности и развития интеллектуально-творческого потенциала личности.

Страницы: 1 2 3 


Это интересно:

Список авторов
Авдеева Н. Н., Анцыферова Л. И., Арсеньев А. С., Асеев В. Г., Асмолов А. Г., Ахутина Т. В., Басина Е. З., Барабанщиков В. А., Бардин К. В., Борисова Е. М., Бугрименко Е. А., Веклерова Х. М., Величковский Б. М., Вилюнас В. К., Володин А. А ...

Русский путь в науке о поведении
В первом пункте были рассмотрены истоки возникновения теории о механизмах, руководящих поведением. Несмотря на вышесказанное, науку о поведении как таковую дала миру Россия. Создателями этой науки были русские ученые: И.М. Сеченов, И.П. П ...

Управление копинг поведением в рамках понятий теории сохранения ресурсов как один из способов профилактики выгорания педагогов
Исследователи все чаще интересуются тем, как человеческие силы и адаптивные возможности (физические и психосоциальные ресурсы) способствуют ограничению негативных последствий стресса. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности ...