с преобладанием мотива достижения успеха (положительная сумма баллов);
с преобладанием мотива избегания неудач (отрицательная сумма баллов);
мотив достижения успеха и избегания неудач выражен не четко (результат 0 баллов).
Для уточнения данных об уровне развития уверенности в себе и активности мы использовали метод экспертов. Учителям, воспитателям и родителям раздали типовые карты (см. Прил. 5), где они должны были отметить уровень развития данных свойств. Полученные данные предварительно позволили разделить детей на следующие группы: активные, уверенные в себе (средний балл выше 5,5); ситуативно-уверенные, активные (средний балл от 4 до 5); пассивные, неуверенные в себе (средний балл от 3 до 2); очень неуверенные, пассивные (средний балл менее 2). Обобщив результаты исследований, мы всех детей разделили на три группы по уровню развития коммуникативных свойств личности:
I. Высокий уровень развития коммуникативных свойств личности. Сюда мы отнесли уверенных в себе детей с высокой активностью, с явным преобладанием мотива достижения успеха, умеющих разбираться в окружающей обстановке, с широким кругом общения.
П. Средний уровень развития коммуникативных свойств личности. У этих детей мотив достижения успеха выражен недостаточно четко. Их отличает ситуативная активность (по шкале активности - 5 баллов), наряду с уверенностью в себе.
III. Низкий уровень развития коммуникативных свойств личности. Преобладание мотива избегания неудач. Дети замкнутые, нерешительные, с низким уровнем развития коммуникативных навыков и умений, пассивные.
Таблица 2
Показатель % соотношения уровней развития коммуникативных свойств личности
|
Уровень развития |
% показатель |
|
I Высокий |
12 |
|
П Средний |
56 |
|
Ш Низкий |
32 |
На пятом этапе мы проследили зависимость уровня развития коммуникативнь1х свойств личности от типа родительских отношений.
Таблица 3
Зависимость уровня развития коммуникативных свойств личности от типа родительских отношений
|
Тип родительских отношений |
Число семей |
Уровень развития к. с. л.% I П Ш | ||
|
1. Гиперопекающее |
28 |
14,4 |
39,6 |
46 |
|
2. Гармоническое |
30 |
40 |
53 |
7 |
|
3. Авторитарное |
26 |
31,2 |
46,8 |
22 |
|
4. Отвергающее |
16 |
12,5 |
37,5 |
50 |
График 1
Зависимость уровня развития коммуникативных свойств личности от типа родительских отношений
Шкала X - Типы родительских отношений
Шкала У -% показатель уровня развития коммуникативных свойств личности
Ряд 1 - высокий уровень развития коммуникативных свойств личности Ряд 2 - средний уровень развития
Ряд 3 - низкий уровень развития коммуникативных свойств личности
Это интересно:
Мотивационно-потребностная сфера
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных пс ...
Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий
с младшими школьниками. Трудности обучения детей младшего
школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечив ...
Профессиональная деятельность и образ будущей профессии
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компонент ...


