Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью.
Что же представляет собой деятельность учения? Любая деятельность — это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Следовательно, и учение совершается путем выполнения человеком различных действий: движений, письма, речи и т. д.
Если учение — это деятельность, то может ли оно осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования показали, что человек способен осуществлять особую гностическуюдеятельность. Цель ее — познание
окружающего мира. Учение выражается в активной, гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.
Внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации
, благодаря которой предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Предметное действие превратилось в процессе интериоризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.
Внешняя гностическая деятельность
обязательна для учения, когда в сознании человека еще не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия.
Если ученик не владеет еще определенными образами, понятиями и действиями, то учение начинать надо с предметной гностической деятельности, в противном случае учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности. [3;19]
Это интересно:
Дополнительные разъяснения к формуле познания
Чтобы было более понятно, попробую представить формулу на конкретном примере. Ниже представлен пример Марии[1] – девушки лет 18 – которая первый раз в жизни попробовала “роупджампинг”[2]. Формула анализируется и приводиться в двух дескрип ...
Аутогенная тренировка и комплекс приемов самовоздействия
Специалисты предлагают применительно к состоянию группы применять аутогенную тренировку в комплексе с приемами самовоздействия.
Система АТ и самовнушений обычно включает несколько этапов.
I этап – изучение участниками своих личных особе ...
Основные направления работы школьного психолога с младшими школьниками
Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет вс ...


