Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности. Влияние фактора родительских отношений на формирование мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе
Страница 2

Полезная информация » Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности » Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности. Влияние фактора родительских отношений на формирование мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе

Гармоническое отношение. В основе этих взаимоотношений лежит постоянная согласованность, отношение к ребенку гибкое. Эти родители хорошо знают своих детей и воспринимают их такими, какие они есть. Ребенку доверяют, дают больше самостоятельности и поощряют его ишщиативу. Сотрудничество. Личностно-ориентированная модель воспитания.

Авторитарное отношение. Родители этого типа требуют от ребенка безоговорочного послушания, навязывают ему свою волю. Инициатива ребенка подавляется. В отношениях наблюдается большое количество запретов и приказов. Строгая дисциплина.

Дисциплинарная модель воспитания. Близкого эмоционального контакта не наблюдается.

Отвергающее отношение. Для этих семей характерна высокая степень эмоционального отвержения. Взрослого не интересует мир ребенка. Общение часто происходит на повышенных тонах, отмечаются случаи агрессии. Модель невмешательства.

Таблица 1

Показатель % соотношения типов родительских отношений

Тип родительских отношений

% от общего количества семей

1. Гиперопекающее

28

2. Гармоническое

30

3. Авторитарное

27

4. Отвергающее

15

Полученные ответы подверглись факторизации. Это позволило выделить положительные и отрицательные факторы родительских отношений.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Любовь

Гиперопека

Доверие

Симбиоз

Поощрение инициативы и самостоятельности

Подавление инициативы и самостоятельности

Уважение

Отсутствие уважения

Контроль

Отсутствие контроля, сверхконтроль

Сотрудничество

Беззаботность

Дисциплина

Давление, агрессия

Эмоциональный контакт

Эмоциональная дистанция

Организованность быта

Неорганизованность быта

Единство требований

Отсутствие требовании

 

На четвертом этапе исследовался уровень развития коммуникативных свойств личности: мотив достижения успеха, активность, уверенность в себе (TV четверть). Ребенку последовательно показывали две картинки, каждую на одну минуту с инструкцией: "Запомни и нарисуй" (см. Прил. 4). Для работы раздавались два чистых листа 14 х14 см с рамкой, карандаш. Рисунки, выполненные ребенком, анализировались и оценивались в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. В результате было выявлено три группы детей:

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Профессиональная ориентация
Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда. Становление этой научной дисцилины и практики датируется 1908 г. — врач Ф. Парсонс открыл в Бостоне первое бюро по консультации молодежи в выборе профессии. В пос ...

Особенности мнестических процессов
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное ...

Психокоррекционная программа, направленная на преодоление проблем обучения у младших школьников
Программа разработана для детей 7-8 лет. Состоит из 5 занятий. Продолжительность каждого занятия 40-45 минут. Цель: коррекция и повышение уровня познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия; формирование приемов самок ...