Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.
Таким образом, в результате написания курсовой работы были сформулированы следующие выводы:
- У детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива.
- Взаимоотношения довольно устойчивые.
- Основными мотивами выбора являются игровой и трудовой.
- Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.
Проведенные экспериментальные данные подтверждают, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками; у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.
Экспериментальная игра «Секрет» позволяет выявить: скрытые избирательные отношения в детской группе, а также выявить социометрический статус каждого ребенка в группе.
Методика «Рисунок: Я и мои друзья» и эксперименты исследования позволяют выявить связь между особенностями рисунка друзей, выбором общения и самооценку ребенка. Отражает переживания и восприятия ребенком своего места в детском коллективе, отношения ребенка к своим друзьям.
Сформированные нами батарея (комплекс) методик может быть использована психологами, педагогами для изучения межличностных отношений у детей.
Полученные экспериментальные данные, дали нам возможность не только судить об общей линии отношений в группе, но и вскрыть особенности взаимоотношений со сверстниками каждого ребенка группы.
Анализ особенностей, формирующийся личности ребенка и условий его воспитания в семье, отношений с воспитателями и родителями помогал в каждом конкретном случае установить причину возникновения тех или иных недостатков и положительных черт ребенка (его статус) в системе взаимоотношений детей в группе.
Нам удалось выявить совокупность объективных взаимосвязей детей, то есть связей, устанавливающихся в совместной деятельности и реальном общении, не регламентированных воспитателем; совокупность избирательных отношений – симпатий и антипатий детей.
У большинства исследованных детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают в контакт со сверстниками. Они составляют ядро группы 65%.
У 35% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками – это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.
Данные, полученные в наших исследованиях, дают возможность разработать ряд рекомендаций для воспитателей, способствующих улучшению межличностных отношений у детей.
Приложение 1
Фамилия, Имя |
№ |
Общее количество выборов |
сум-марное кол-во баллов |
Статус ребенка | |||||
Акылбекова Алина |
1 |
5А |
8В |
11Б |
24 |
0,17 | |||
Гордеева лиля |
2 |
3А |
4А |
6Б |
7А |
9Б |
33 |
0,24 | |
Глазкова Кристина |
3 |
2Б |
4Б |
6В |
7Б |
9В |
30 |
0,22 | |
Задорецкая Александра |
4 |
2А |
3Б |
6А |
28 |
0,20 | |||
Зубова Вероника |
5 |
1А |
10Б |
11А |
18 |
0,13 | |||
Кузьмина Лиза |
6 |
4В |
5Б |
7В |
11В |
16 |
0,12 | ||
Кривенко Маша |
7 |
3В |
8Б |
10 |
0,07 | ||||
Максимова Вероника |
8 |
2В |
9А |
16 |
0,12 | ||||
Попова Даша |
9 |
1Б |
5В |
8А |
17 |
0,12 | |||
Полтавская Марина |
10 |
15А |
10 |
0,07 | |||||
Чистякова Катя |
11 |
1В |
6 |
0,04 | |||||
Аубеков Асет |
12 |
0 |
0 | ||||||
Бердимуратов Дархан |
13 |
12А |
18Б |
9 |
0,06 | ||||
Булочников Аскар |
14 |
13А |
19А |
17А |
19Б |
29 |
0,21 | ||
Гакельберг Данил |
15 |
10А |
13В |
13 |
0,09 | ||||
Гимро Иван |
16 |
12Б |
14А |
17Б |
18А |
19А |
20А |
43 |
0,31 |
Дыба Олег |
17 |
12В |
13В |
14В |
20Б |
23 |
0,16 | ||
Пылев Влад |
18 |
15В |
3 |
0,02 | |||||
Сидоров Александр |
19 |
10Б |
15Б |
16Б |
18В |
20В |
25 |
0,18 | |
Тенисов Александр |
20 |
14Б |
16В |
17В |
19В |
22 |
0,16 |
Это интересно:
_Ф_
ФАКТ (англ. fact).
1. В обыденном смысле син. понятия «истина», т. е. знание, достоверность которого несомненна.
2. В более узком смысле — результат наблюдения (в т. ч. измерения) и эксперимента, не допускающий нескольких истолкований. ...
Результаты исследования влияния уровня эмпатии супругов на конфликтность в
семье
Исследование уровня эмпатии супругов
Результаты супругов периода молодости по методике «Уровень эмпатических способностей» показывают, что у обоих супругов заниженный и очень низкий уровень эмпатии в 11 парах, средний уровень эмпатии в 2 ...
Рандомизация
Рандомизацией называется процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Каждому представителю выборки присваивается порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контр ...