Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях как психологическая проблема
Страница 4

Полезная информация » Особенности психологической готовности военнослужащих » Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях как психологическая проблема

Самоубеждение — это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей и желаний во время несения службы на боевом посту или выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо как можно ярче представить себе возможные негативные последствия ослабления бдительности.

Самовнушение, как и самоубеждение, производится военнослужащим сознательно и использует в качестве главного воздействия слово. Самовнушением можно изменить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности.

Для поддержания у воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции:

"Я внимателен и сосредоточен";

"Я спокоен и уверен в себе";

"Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию" и т.д.

Эти самоинструкции представляют собой своеобразные модели требуемого состояния. Путем многократного повторения воином заранее подготовленных словесных формул, они легко "вводятся" в его подсознание и начинают незамедлительно определять его состояние.

Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. Управляя своим воображением на боевом посту, можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Необходимо эмоционально проникнуться содержанием словесных образов.

Управление вниманием тесно связано с воображением. Направление внимания оказывает сильное влияние на бдительность воина. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи, что может привести к тяжелым последствиям. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители [43; 165 - 171].

Таким образом, поведенческие реакции военнослужащих в экстремальных условиях — величины вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации и др. Боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения — основу уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленнымдействиям в экстремальной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 


Это интересно:

_Д_
ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1930-1998) — известный отечественный психолог и педагог, творчески развивал базисные идеи школы Л. С. Выготского, совместно с Д. Б. Элькониным построил теоретические и методологические основы новой научно-практ ...

Особенности темперамента ребенка. Развитие темперамента в дошкольном возрасте
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобрази ...

Отцовство
Откуда она взялась, чем обусловлена главенствую­щая роль мужчины в семье, какие особые заслуги обе­спечили ему это положение? Природные, исторические, социальные? Живут ведь и растят детей вдовы, безмуж­ние женщины, и не пропадают без пом ...