Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях как психологическая проблема
Страница 3

Полезная информация » Особенности психологической готовности военнослужащих » Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях как психологическая проблема

Исследуя зависимость поведения военнослужащих в экстремальных ситуациях от свойств личности, Л.Д. Битехтина пришла к выводу, что толерантность к стрессу имеет широкие индивидуальные различия, которые не позволяют четко определить пределы максимально возможных напряжений, общих для всех.По мнению Л.Д. Битехтиной, психологические факторы — индивидуальные качества, способности военнослужащего, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент — в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии [3; 45].

Действия в экстремальных ситуациях (нередко боевые действия), угроза для жизни требуют отвоеннослужащего психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. По данным В.Н. Смирнова, у психологически подготовленных военнослужащих в боевой обстановке появляется характерное боевое возбуждение, обостряющее внимание, память и мышление, что способствует активности и целеустремленности действий. У военнослужащих, недостаточно подготовленных в психологическом и профессиональном отношениях, под влиянием возникающих в экстремальной ситуации отрицательных чувств и общего состояния психики могут: замедляться реакция, нарушаться координация и устойчивость движений и действий, ослабляться внимание и память. Это снижает и ставит под угрозу результативность их деятельности [44; 48].

При определении пригодности новобранца к службе в тех или иных войсках необходимо определить и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

Психологическая готовность военнослужащего к действиям в экстремальной ситуации, по мнению В.Н. Смирнова, предполагает:

- осознание воином ответственности за судьбу Родины, родных, близких; уверенность в себе, своих товарищах, боевой технике и оружии;

-желание борьбы, стремление испытать себя, преодолеть свои слабости, добиться победы над противником.

Основными признаками психологической готовности военнослужащего к действиям в экстремальной ситуации являются: отсутствие суетливости либо, наоборот, замкнутости; расчетливое, ровное поведение; четкое, безошибочное выполнение приказов и команд; нормальное физиологическое состояние (частота пульса, дыхание и т.д.) [43; 69].

В.Н. Смирнов выделяет три уровня состояния психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальной ситуации : низкий, средний и высокий.

Низкий уровень проявляется в том, что воин не уверен в себе, у него отсутствует стремление к противоборству, он нерешителен, излишне суетлив либо замкнут, допускает ошибки при выполнении простейших команд.

Для среднего уровня характерно сочетание уверенности в себе и других с недостаточным стремлением к противоборству и решительным действиям. Воин допускает незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние близко к норме.

Высокий уровень отличает желание борьбы, отсутствие сомнений, стремление испытать себя, добиться победы над противником или над ситуацией. На таком уровне психологической готовности воин долго находиться не может. Срабатывают защитные механизмы психики и физиологии человека.

Поэтому очень важно, чтобы военнослужащие умели поддерживать у себяперед действиями в экстремальной ситуации (боевыми действиями) средний уровень готовности, а при переходе к действиям добиваться высокого уровня психологической готовности [43; 87.].

Для поддержания психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации могут быть использованы методы психологической саморегуляции: самоубеждение, самовнушение, управление воображением, вниманием.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Биологический подход
Мозг человека состоит более чем из 10 миллиардов нервных клеток и практически бесконечного числа взаимосвязей между ними. Возможно, что это самая сложная структура во вселенной. В принципе, все психические события так или иначе соответств ...

_В_
ВАЙВЭЙШН — см. Ребёфинг. ВАЛЕНТНОСТЬ (англ. valence, incentive, incentive value) — положительная или отрицат. ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила. Термин «В.» появился в ...

Особенности развития внимания на разных возрастных этапах
Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается уп ...