Введение
Страница 2

4) Дать методические рекомендации на основе проведённой исследовательской работы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что уровень эмпатии супругов и степень конфликтности в семье находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем выше уровень эмпатии супругов, тем ниже степень конфликтности в семье, при чём в зрелом возрасте уровень эмпатии выше, соответственно и степень конфликтности в семье ниже.

Новизна исследования: теоретическое обоснование влияния феномена эмпатии на конфликтность в семье.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе практического психолога, а также при подготовке к лекциям и практическим занятиям по семейной психологии.

Исследовательская работа проводилась в 2 этапа: с октября по март 2007 - 2008 года, среди 30 супружеских пар. На первом констатирующем этапе (октябрь- декабрь 2007 года) уточнялись тема, параметры исследования, подбиралась литература. Проводилась диагностика уровня эмпатических способностей супругов, конфликтности супругов следующими методиками:

• «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» - автор В.В. Бойко. Результаты обследования по данной методике позволяют выявить уровень эмпатии супругов (описание см. Приложение 1).

• «Методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» - авторы Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, И.М. Дубровина. Полученные данные по методике дают возможность определить общий уровень конфликтности в паре. (описание см. Приложение 2).

На втором заключительном этапе (январь - март 2008 года) шла обработка результатов исследовательской работы, математическая статистика, подтверждение гипотезы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Во введении обозначена актуальность и значимость проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, дана новизна и указана практическая значимость исследовательской работы, а также представлены методики для исследования.

В первой главе «Конфликтность в семье. Особенности конфликтов в супружеских семьях » - даны основные понятия, связанные с конфликтностью, представлены причины и факторы конфликтности супругов. Чем глубже ученые изучают супружеские взаимоотношения, тем тверже убеждаются в невозможности существования бесконфликтных семей. Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; пьянство одного из супругов; супружеская неверность; грубость, неуважительное отношение друг к другу; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях и т.п. Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи (С. Кратохвил).

Во второй главе «Эмпатия, как фактор, влияющий на конфликтность в семье» - изучается понятие и содержательная характеристика эмпатии, исследуется влияние уровня эмпатии супругов на конфликтность в семейных отношениях. Под эмпатией в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Термин «эмпатия» ввёл в психологию Э. Титченер, обобщивший развивающиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Восприятие конфликтных ситуаций в супружеской жизни, прежде всего, зависит от личных качеств каждого из супругов.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Элиминация
Наиболее простой по сути, но не по возможностям осуществления "радикальный" способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной. Например, в пси ...

Изучение влияния социально-психологических факторов на учащихся в классах гендорного обучения
Введение Человек - не что иное, как сумма следующих факторов: родителей и кормилицы, места и времени, воздуха и погоды, света и звука, пищи и одеяния; воля же его есть необходимое следствие всех этих причин. Я. Молешот Здоровье . Издав ...

Методики исследования, анализ результатов
В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных». 1. Методика «Круги» Данная методика предлагает выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями и с мальчиками и девочками своего ...