Введение
Страница 1

Важность института семьи и брака в современном обществе несомненна. Семья является неотъемлемым элементом общечеловеческой системы ценностей, реализуемой как на общественном, так и на личностном уровнях.

Существуют попытки в педагогике, социологии, психологии и сексологии проникнуть в интимный мир людей. Создается необходимая литература о семье и браке. Возникают различные центры для семейных пар, проводятся консультации, но сегодня этого недостаточно.

Большинство исследователей единодушны в том, что в течение последних десятилетий институт семьи претерпел значительный кризис.

Семья - как древнейший институт взаимодействия, представляет собой уникальное социально-психологическое явление, специфика которого состоит в том, что в течение длительного времени несколько человек самым тесным образом взаимодействуют. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы и конфликты, которые находят яркое проявление в супружеских отношениях. В связи с этим актуальным становится изучение причин конфликтности в семье.

Вопросам семейных конфликтов посвящены труды следующих учёных: В.А. Сысенко, И.С. Голода, Н.Г. Юркевича, М.Я. Соловьева, Г.А. Гурко, А.И. Шиповалова Н.В.Гришинойи др. По определению Н.В. Гришиной, конфликт - это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причём стороны представлены активным субъектом (субъектами). [36. 116]

Вопросы выявления причин семейных конфликтов и нахождения путей их разрешения исследовались в работах С.Ю. Ключникова, А.П. Ощепковой, М.З. Этштейна, В.П. Шейнова и др. [55. 77]

Отечественными и зарубежными исследователями было проведено ряд попыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество семейно - брачных взаимоотношений.

Благополучное межсупружеское взаимодействие супругов отличается доверием друг к другу без опасений, взаимного неприятия и осуждения; высоким уровнем несловесной коммуникации; безоценочным взаимным принятием друг друга; высоким уровнем сочувствия, сопереживания; ситуациями душевной помощи, поддержки друг друга в трудных ситуациях. Взаимодействие на таком уровне предполагает достаточно развитый уровень эмпатии у супругов.

Изучением феномена эмпатии занимались такие авторы, как А.А. Бодалёв, Т.П. Гаврилова, И.С. Кон, Ю.А. Менеджрицкая, Н.Н. Обозов, Ч. Осгуд, А.М. Прихожан, К. Роджерс, Г. Салливан, Э. Титченер, Ф. Хайдегер, Р. Хенви, Н.А. Щербакова.

Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии.

Вместе с тем недостаточно изучен вопрос о роли эмпатии в супружеском взаимодействии и о влиянии уровня эмпатии супругов на степень конфликтности в семье, что и послужило основанием выбора темы исследования.

Объект исследования: супружеские отношения.

Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности супругов.

Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности супругов на разных возрастных этапах.

Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

1) На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятия «эмпатия», «супружеские конфликты».

2) Теоретически описать зависимость степени конфликтности в семье от уровня эмпатии супругов на разных возрастных этапах.

3) Проверить на практике зависимость степени конфликтности в семье от уровня эмпатии супругов на разных возрастных этапах.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Структурализм и функционализм
На протяжении XIX века химия и физика достигли значительного прогресса благодаря анализу, проводимому при разложении сложных соединений (молекул) на элементы (атомы). Успехи, достигнутые этими науками, вдохновили психологов на поиски псих ...

Попутное научение и целенаправленное учение
Научение в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным. О том, что оно существует, свидетельствует жизнь. Многовековой опыт педагогов показывает следующее: · научение (запоминание) происходит и тогда, когда перед обучающими ...

Классификация страхов, детерминанты страха
Психологи условно делят страх на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психичес ...