_Ц_
Страница 2

Функционально Ц. з. осуществляется в 3 этапа. На 1-м этапе фоторецепторы и нервные клетки сетчатки преобразуют энергию излучения в электрические импульсы, которые кодируют информацию о спектральном составе и интенсивности излучения. На 2-м этапе эта информация преобразуется в коды 2 цветооппонентных каналов, которые формируют основную хроматическую составляющую цвета — цветовой тон, и в коды 2-х неоппонентных каналов, которые формируют ахроматическую составляющую цвета. Эта информация через нейроны латерального коленчатого тела поступает к нейронам зрительной коры, где ахроматический и хроматический коды преобразуются уже в 3 базисные сенсорные характеристики цвета: тон, насыщенность, светлоту.

Ц. з. разделяют на 3 типа — трихроматическое, дихроматическое и монохроматическое — в зависимости от наличия 3, 2 или 1 типа фотопигментов (колбочек) в сетчатке. Два первых типа подразделяются далее каждый на 3 класса: протаномалы, дейтероаномалы, тританомалы; протанопы, дейтеранопы, тританопы. Некоторые авторы выделяют еще один класс дихроматов — тетартанопы. У людей наиболее часто встречаются дейтаны (дейтеранопы и дейтероаномалы) — 6-7 % мужчин и 0,5-0,6 % женщин, реже протаны (протанопы и протаномалы) 2-3 % мужчин и 0,05 % женщин, и крайне редко тританы (тританопы и тританомалы). Среди животных, причем на самом разном уровне эволюционного развития, встречаются эти же варианты цветового зрения, но в т. ч. и очень отличающиеся от человеческого. См. Ахроматическое зрение, Дейтеранопия, Протанопия, Тританопия, Теории цветового зрения, Цвет, Цветовое восприятие. (Ч. А. Измайлов.)

ЦВЕТОВОЕ ТЕЛО (англ. color solid) — пространственная модель (с соответствующим математическим представлением) всех цветов, которые можно получить по законам смешения цветов, причем мерность пространства обычно бывает равна 3 — числу субъективных характеристик цвета (тон, светлота, насыщенность). Известны самые различные Ц. т. — от простого круга до ромбоэдрического тетраэдра. За стандартное Ц. т. в системе МКО-31 принято векторное пространство, заключенное между 3 косоугольными осями координат (X, Y, Z) и ограниченное конической поверхностью, образованной векторами, исходящими из точки пересечения координат (в этой точке представлен черный цвет). Эти векторы соответствуют спектральным цветам и пурпурным, полученным при смешении красного цвета с синим. Все остальные цвета заключены внутри этой поверхности. Смешение цветов подчиняется принципу сложения векторов, причем длина вектора определяет яркость данного цвета. См. также Аддитивное смешение цветов, Цветоощущение. (Ч. А. Измайлов.)

ЦВЕТООЩУЩЕНИЕ (англ. color sensation) — способность зрительной системы преобразовывать спектральный состав светового излучения в целостное субъективное качество — хроматичность (или «цветность»). Син. цветовое ощущение, ощущение цвета. Целостность Ц. определяется законом цветового смешения, смысл которого в том, что какой бы ни был физический состав светового излучения (простой, монохроматический, или сложный, составленный из многих длин волн) Ц. будет качественно однородным так, что в общем случае невозможно по цвету определить состав электромагнитных волн излучения. Хроматичность каждого цвета характеризуется 2 цветовыми качествами — цветовым тоном и насыщенностью.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Личностные особенности людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Проблема соотношения психической и соматической патологии является неотъемлемой частью целостного подхода к больному (Перожок И.Л., Жариков Н.М., 1986) и предметом психосоматического направления. Исторический аспект данной проблематики до ...

Влияния особенностей личности подростка на статус в группе сверстников. Методики определения самооценки личности
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы. Определение самооценки подразумевает всего два варианта: либо прямое перечис ...

Эмпирическое исследование по проблеме развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии. Выявление уровня развития п
Сложной проблемой является диагностика задержки психического развития. Диагностика, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане. С одной стороны, это связано с тем, что у части детей с задержкой п ...