_Ц_
Страница 5

ЦЕНТРАЦИЯ (англ. centration) — термин, используемый Ж. Пиаже в 2 смыслах: 1) син. понятия «эгоцентризм», характеристика процесса мышления; 2) фиксация органов чувств на воспринимаемом объекте, характеристика процесса восприятия.

Ц. в первом смысле Пиаже противопоставлял децентрацию — способность рассматривать ситуацию с др. т. зр., со стороны. Интеллектуальное развитие ребенка идет в направлении от Ц. к децентрации.

ЦЕНТРИПЕТАЛЬНЫЙ (син. центростремительный) — см. Афферентный.

ЦЕНТРИФУГАЛЬНЫЙ (син. центробежный) — см. Эфферентный.

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ — см. Эфферентный.

ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЙ — см. Афферентный.

ЦИКЛОГРАФИЯ (от греч. cyklos — круг + grapho — пишу) — первоначально метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек (лампочек накаливания, неоновых лампочек и др.), укрепленных на движущихся частях тела (предложил Марей в XIX в.). Н. А. Бернштейн усовершенствовал Ц. и предложил ряд модификаций: кимоциклографию для изучения сложных движений, съемку на передвигающуюся пленку и зеркальную кимоциклографию для анализа перемещений тела в 3 плоскостях, т. е. одновременную съемку движущегося объекта и его отражения в зеркале. По циклографическим записям можно восстановить траектории и величины амплитуд движений отдельных точек тела, пределы изменения суставных углов. На основе анализа циклограмм — циклограмметрии — строятся кривые зависимости линейных и угловых скоростей, ускорений движущихся частей тела от времени. Зная массы перемещающихся частей тела, можно вычислить величины сил, обусловливающих данное движение. Современные технические возможности таковы, что исследователь практически без собственного труда может получать сложную информацию о движении еще в ходе его выполнения, тогда как Бернштейн и его предшественники прилагали титанические усилия на измерения и расчеты.

ЦИРКУЛЯРНЫЕ РЕАКЦИИ (англ. circular reactions) — термин Д. Болдуина, означающий повторение ребенком реакций, результат которых открыт им случайно. Син. круговые реакции. Ж. Пиаже использовал этот термин для характеристики действий ребенка с сенсомоторным уровнем развития интеллекта. Существуют первичные, вторичные и третичные Ц. р.

Первичные Ц. р. — повторение действия ради самого действия — возникают на 2-й стадии развития сенсомоторного интеллекта (2-4 мес) и ведут к формированию первых навыков.

Вторичные Ц. р. — повторение действия ради получения интересного результата — возникают на 3-й стадии развития сенсомоторного интеллекта и знаменуют собой начало становления интеллекта, т. е. возникновение дифференциации цели (результата) и средства (самого действия) для ее достижения. Некоторые исследователи (напр., Д. Берлайн) рассматривают вторичные Ц. р. как наиболее ранние формы ориентировочно-исследовательского поведения ребенка.

Третичные Ц. р. появляются на 5-й стадии развития сенсомоторного интеллекта. Повторяя действие, ребенок изменяет его, чтобы проследить, к каким результатам оно ведет. Так возникают схемы действия и формируются новые средства для достижения цели, расширяются возможности ориентирования ребенка. В его поведении появляются зачатки экспериментирования (см. Наглядно-действенное мышление). (Л. Ф. Обухова.)

Страницы: 1 2 3 4 5 


Это интересно:

Изучение влияния социально-психологических факторов на учащихся в классах гендорного обучения
Введение Человек - не что иное, как сумма следующих факторов: родителей и кормилицы, места и времени, воздуха и погоды, света и звука, пищи и одеяния; воля же его есть необходимое следствие всех этих причин. Я. Молешот Здоровье . Издав ...

Осознание собственного тела
Мы осознаем собственное тело как собственное бытие: мы также видим и осязаем его. Тело — это единственная часть мира, которую можно чувствовать изнутри; в то же время его поверхность доступна внешнему восприятию. Тело для нас — объект; са ...

Теоретические аспекты особенностей поведения сиблингов при повторном браке родителей. Понятие о повторном браке
Отношения повторного брака возникают в результате распада семьи или смерти одного из супругов, когда, при наличии оставшихся от предыдущего брака детей, их родители пытаются создать новые семьи. Повторные браки возникают после разрушения ...