_У_
Страница 8

Содержание усваиваемого, способ его объяснения, а также соответствующие им виды деятельности первоначально выступают перед человеком как внешние образцы (предметы обихода и приемы пользования ими; сюжет и роли игры; правила орфографических и математических действий; манера поведения и т. д.). Условия У. всегда создаются для данных индивидов др. людьми — родителями, воспитателем, учителем, коллективом сверстников, которые персонифицируют в себе общественный опыт. Лишь через общение индивид оказывается в ситуациях, требующих от него У. некоторого содержания в соответствующей форме. Поэтому У. всегда выступает как процесс интериоризации, т. е. воспроизводства в формах субъективной (внутренней) деятельности первоначально внешне заданных образцов общественного опыта и средств ориентации в нем. Разные стороны этой общей особенности У. являются объектом многих исследований в психологии (П. Жане, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.).

На основе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми (комплекс оживления и т. д.) у младенцев формируются исходные ориентировочные и сенсомоторные (манипулятивные) действия. В сотрудничестве со взрослыми дети преддошкольного возраста в процессе предметно-манипулятивной деятельности усваивают общественно выработанные способы употребления вещей, предметно-орудийные операции (у детей складывается «практический», сенсомоторный интеллект). Для игровой деятельности характерен ряд приемов (принятие ребенком на себя роли взрослых людей, перенос значения действия с одного предмета на др. и т. д.), благодаря которым дети дошкольного возраста воспроизводят отношения взрослых. На этой основе происходит У. детьми общественного смысла действия, формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (прежде всего к учению). Младшие школьники в процессе учебной деятельности усваивают системы научных знаний, художественных образов, нравственных ценностей и правовых норм. У них формируются произвольность психических процессов, способность к действиям в умственном плане, основы теоретического мышления. В подростковом возрасте ведущей является общественно полезная деятельность, в которую вплетаются различные виды личного общения. Посредством их подростки воспроизводят и усваивают общие взаимоотношения взрослых, характерные для данного общества. Ориентация на них позволяет подросткам усваивать соответствующие нормы и способы оценки поведения. В результате у них формируется личностный смысл жизни человека, сознание, служащее предпосылкой для дальнейшей учебно-профессиональной и собственно трудовой деятельности. В труде человек не только использует ранее приобретенные знания, умения и навыки, но и продолжает усваивать как новые производственные умения, так и нормы гражданского поведения.

Каждой форме У. присущи особые закономерности. В настоящее время наиболее подробно изучены особенности У., происходящего в форме школьного обучения. Специфическим способом формирования учебной деятельности служат здесь учебные задачи, специально направляющие активность школьников на приобретение необходимых теоретических знаний и практических умений (в отличие, напр., от игры, где У. выступает как ее побочный продукт). Так, перед школьниками прямо ставятся учебные задачи по овладению понятием числа или некоторого физического закона. При решении этих задач у детей с помощью учителя формируется познавательная деятельность, адекватная той, которая осуществлялась людьми при создании понятий. Эта деятельность строится по внешним образцам и на дидактическом материале, представленном наглядно или через словесные описания. Учебная работа школьника состоит в практическом или мысленном расчленении материала на компоненты и в новом их объединении (анализ и синтез), в выделении существенных компонентов, в прослеживании их связей с внешними проявлениями объекта (абстракция и обобщение). Происходит целенаправленное мысленное создание учащимися объекта изучаемых понятий. Внутри этой деятельности осуществляется запоминание его сторон, способов их связи, а также приемов применения в практических ситуациях. Основными звеньями У., протекающего в условиях решения учебной задачи, выступают предметная и мысленная работа с дидактическим материалом, запоминание (непроизвольное и произвольное) его содержания и последующее применение знаний на практике. См. также Умственные действия.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Это интересно:

Направленность личности как целостной структуры. Направленность в выборе профессиональной деятельности
Личность – сложная целостная структура, включающая в себя устойчивые психологические характеристики, которые формируются под воздействием социальных факторов. Одной из главных составляющих является направленность личности. Сегодня вопрос ...

Изучение влияния аутогенной тренировки на негативные психические состояния личности. Организация, условия и методы исследования психических состояний личности
Исходя из цели предпринятого нами исследования – изучение влияния психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности, в качестве психотерапевтической методики нами была выбрана Аутогенная тренировка, овладение приемами которой ок ...

Мотивация учебной деятельности и ее развитие
Итак, выше была рассмотрена потребностно-мотивационная сфера личности и поведение, деятельность в целом. Анализ вышеизложенного делает очевидным истинность утверждения о том, что одной из основ эффективного обучения школьников является из ...