_У_
Страница 6

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ (англ. mental-age score) — особый показатель, выражающий уровень интеллектуального развития в годах; определяется у детей с помощью некоторых тестов интеллекта. У. в. (обследуемого) показывает тот хронологический возраст, умственному нормативу которого соответствует сырой показатель выполнения теста данным обследуемым. У. в. может соответствовать хронологическому (паспортному) возрасту обследуемого индивида, но м. б. и выше или ниже. Понятие У. в. было введено А. Бине и Т. Симоном (1908), хотя они пользовались менее определенным по содержанию термином «умственный уровень». В. Штерн (1912) ввел формулу, по которой в результате соотнесения У. в. и хронологического возраста индивида определяется его коэффициент интеллекта:

IQ =

УОТСОН ДЖОН (Watson, 1878-1958) — амер. психолог, создатель одного из вариантов объективной психологии — бихевиоризма. На становление взглядов У. оказали свое влияние зоопсихологические исследования ряда амер. авторов (в частности, Э. Торндайка), идеи И. П. Павлова об условных рефлексах как единицах поведения и работы В. М. Бехтерева. Манифестом бихевиоризма считается статья У. «Психология с т. зр. бихевиориста» (1913). Работы У. существенно повлияли на амер. психологию. Во 2-й пол. жизни У. отошел от академической психологии и занимался г. о. психологией рекламы. (Е. Е. Соколова.)

Добавление ред.: На рус. языке изданы след. труды У.: «Психология как наука о поведении» (1926), «Психологический уход за ребенком» (1929), специально написанная для Большой сов. энциклопедии статья «Бихевиоризм».

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ (персоналом) (англ. Human Resources Management, Personnel Management) — направление менеджмента, основная цель которого — повышение производительности посредством создания благоприятных условий для деятельности сотрудников организации. Выделилось из общего менеджмента в отдельное направление и специализацию в 1940-х гг. На начальных этапах развития чаще использовалось понятие «управление персоналом», выделяющее психологическую составляющую процесса управления. С 1970-х гг. более употребительно понятие «У. ч. р.», что обусловлено приходом в сферу менеджмента системных представлений. У. ч. р. связано с оптимальным использованием возможностей сотрудников и факторов производственной среды для достижения целей организации. Оно содержит след. элементы:

— организационное планирование (Organization planning);

— анализ работы и рабочих мест (Job analysis);

— оценка успешности выполнения (Appraisal or evaluation);

— подбор, оценка и расстановка кадров (Selection and Assessment);

— формирование и слаживание команд (Team Building);

— обучение и развитие персонала (Training and development);

— администрирование компенсаций за труд (Compensation, Wage and salary administration);

— оптимизация условий на рабочих местах (Job Conditions Optimization);

— поддержание отношений с профсоюзами; разрешение конфликтов и трудовых споров (Conflict Resolution).

См. также Научная организация труда, Организационное поведение, Эргономика. (Е. Б. Моргунов.)

УПРЯМСТВО (англ. stubbornness) — форма поведения, обусловленная мотивом самоутверждения. У. чаще всего проявляется у людей с повышенной аффективностью и интеллектуальной ограниченностью. У детей и подростков возникновению У. способствуют неблагоприятные условия жизни и воспитания: неудовлетворение их существенных потребностей, грубость в обращении или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. У. подростка может появиться вследствие мелочной опеки, игнорирования со стороны старших его возрастающих прав на самостоятельность. Не всегда умея найти разумные пути проявления своей самостоятельности, подросток может стать неуступчивым по мелочам, начинает отстаивать неразумные решения. У. может закрепиться и стать устойчивым отрицат. свойством характера. В этом случае трудно его преодолеть, если сам субъект не осознает этой необходимости. См. Кризисы возрастные, Настойчивость, Негативизм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Это интересно:

Обобщённо-теоретический анализ изучаемой проблемы готовности ребёнка к школе. Понятие готовности ребёнка к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника с ...

Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, недели и года
Работоспособность является интегральным показателем интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенк ...

Приложения
Приложение 1 «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климов Инструкции: Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта (“а” и “б”). Вы должны в каждой из 20 пар пред ...