_С_
Страница 55

СТЕРЕОТИП — см. Динамический стереотип, Социальный стереотип.

СТИВЕНСА ЗАКОН — см. Закон Стивенса.

СТИМУЛ (англ. stimulus).

1. Физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).

2. Проксимальный С. (термин Дж. Гибсона) — физическая энергия, на которую реагирует орган чувств в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. См. Дистальный стимул.

СТРАДАЛЬЧЕСТВО — см. Мазохизм.

СТРАСТЬ — см. Чувства, Эмоции.

СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. research designs in development psychology) — общий принципиальный путь организации исследования. Различаются след. основные стратегии.

Трансверсальная стратегия, или стратегия поперечных срезов (см. Срезов стратегия), при которой изменения в какой-либо стороне психического развития изучаются на выборках, различающихся только по параметру хронологического возраста. На основе статистической обработки материалов определяются изменения, произошедшие в развитии за промежутки времени, которыми отличаются выборки. Эта стратегия была впервые обоснована А. Гезеллом, который считал, что в связи с постепенным замедлением темпа развития промежутки между выборками должны постепенно увеличиваться (в ранних возрастах эти промежутки должны равняться 1 нед, затем 1 мес или нескольким месяцам и, наконец, 1 г. или даже нескольким годам). При этой стратегии применяются различные методические приемы: наблюдение, эксперименты, тесты. Ее недостатком является невозможность проникнуть в закономерности динамики и переходов от одного уровня развития к др., более высокому.

Лонгитюдинальная стратегия, или стратегия продольного изучения (см. Лонгитюдинальное исследование), при которой на протяжении более или менее продолжительного времени, иногда на протяжении нескольких лет и более, изучается одна и та же группа детей путем проведения срезов уровня развития через определенные промежутки времени. Преимущество такой стратегии заключается в возможности выявлять индивидуальные варианты развития. Иногда эта стратегия принимает форму длительных систематических наблюдений за ходом развития одних и тех же детей.

В отечественной психологии разработана новая стратегия, направленная на более глубокое исследование закономерностей психического развития — экспериментально-генетический метод. См. Детская психология.

СТРАХА НЕВРОЗ — см. Неврозы.

СТРЕМЛЕНИЕ (англ. striving, tendency) — собирательный термин для обозначения актуализированных мотивационных образований (влечений, желаний, намерений, интересов, страстей, идеалов, склонностей, призваний и т. п.), сущностью которых является потребностное отношение человека к миру (см. Мотив, Потребности). (А. Б. Орлов.)

СТРЕСС (в психологии) (англ. stress) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. Стрессоры.

СТРЕССОРЫ (англ. stressors) —неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу С. относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия и др. факторы (см. Адаптационный синдром, Стресс).

Страницы: 50 51 52 53 54 55 56 57 58


Это интересно:

_Ю_
ЮДИН ЭРИК ГРИГОРЬЕВИЧ (1930-1976) — отечественный философ и методолог науки. Ю. многие философско-методологические проблемы и идеи развивал на материале психологии. Обсуждая приложимость системных идей в психологии, он проявлял разумную о ...

Исследовательская часть. Организация и методы исследования
В данной работе исследовались дошкольники в количестве 10 человек подготовительной группы МДОУ №5 "Березка" с. Целинного. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу следующая 50% мальчиков и 50 ...

Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации. Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений
Эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знан ...