Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических). Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С. (теория «интеллектуального климата» семьи О. Зайонца). Высокий уровень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность (см. Одаренность общая).
Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных С. м. б. дан вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности. В современной психологии С. можно выделить след. предметные области: 1) психогенетика С., 2) психофизиология С., 3) общая психология С., 4) дифференциальная психология С. и психодиагностика С., 5) С. и деятельность, развитие С., 6) социальная психология С., 7) «обыденная психология» С. («имплицитные теории», фолк-психология). Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профессионального отбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности. (В. Н. Дружинин.)
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. comparative psychology) — наука о закономерностях, происхождении и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Термин С. п. применяется иногда как синоним зоопсихологии, в др. случаях — для обозначения самостоятельной науки или даже науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека (В. А. Вагнер). Сравнительно-психологический анализ строится на данных зоопсихологии и психологии человека и направлен на выявление в онто- и филогенезе как сходных психических процессов животных и человека, так и качественных отличий человеческой психики от психики животных. Особое значение имеет при этом учет социально-исторических факторов, определивших возникновение и развитие человеческого сознания (трудовая деятельность, общественная жизнь, членораздельная речь). См. также Антропогенез.
СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (в психологии) (англ. comparative method) — путь изучения закономерностей психической деятельности посредством сравнения качественно определенных ступеней или фаз ее развития, формирования или разрушения. Известны 4 вида С.-г. м.: 1) филогенетический, он реализуется в исследованиях психики от первых ее проявлений в мире животных до сознания человека (см. Сравнительная психология); 2) исторический, он предназначен для раскрытия законов развития психики и сознания людей в различных общественно-экономических формациях от первобытнообщинного строя до современности; 3) онтогенетический, который охватывает изучение возрастных фаз развития психики и сознания, формирования личности человека с учетом социально обусловленных форм и методов воспитания, обучения и трудовой деятельности (см. Психология возрастная); 4) психопатологический, он применяется при изучении и сравнении нормальной и нарушенной психики (см. Нейропсихология, Патопсихология). Перечисленные виды С.-г. м. широко используются в современной психологии.
СРЕДА ОБЩЕСЕМЕЙНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ — см. Психогенетика.
СРЕДНЕЙ ОШИБКИ МЕТОД — см. Метод средней ошибки.
СРЕЗОВ СТРАТЕГИЯ (англ. cross-sectional method, cross-sectional design) — изучение развития к.-л. психических функций (свойств, процессов, способностей) путем сравнительного исследования групп испытуемых (выборок), отличающихся только по показателю возраста. (К сожалению, это «только» никогда не достижимо. — Ред.) Син. метод генетических срезов, метод поперечных срезов, сравнительно-возрастной метод, синхронический метод, трансверсальная стратегия. Родоначальник такой стратегии — амер. исследователь детского развития А. Гезелл. Различия между сравниваемыми выборками по возрасту должны быть тем меньше, чем более ранние периоды развития исследуются. При такой стратегии исследования используются разнообразные методики, в т. ч. тесты. Эта же стратегия применяется и для разработки самих тестов и их стандартизации. С. с. приводит к созданию только внешней картины изменений в развитии, возникающих с возрастом, не вскрывая движущих сил развития и его качественных изменений при переходах от одного периода к др. См. Детская психология, Стратегия изучения психического развития.
Это интересно:
Место психологии в системе наук
Психику и поведение человека невозможно понять без значения его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знания строения и функционирования его центральной нервной системы. ...
А. Адлер.
А. Адлер, рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он дал описание личностных особенностей первенца (старшего), второго ребенка (среднего), последнего (младшего) и единственного ребенка ...
Аутогенная тренировка и самовнушение как саморегуляция психических
состояний. Этапы развития и теоретические основы
аутогенной тренировки
Приемы влияния на психофизиологическое состояние человека путем воздействия на его мышечный аппарат достаточно разнообразны. Сюда, например, можно отнести специальные физические действия (зарядка, разминка, тренировка), массаж и самомасса ...