_П_
Страница 43

ПОРОГОВЫЕ ТЕОРИИ (англ. threshold theories) — распространенное, хотя и не вполне точное, название для множества теорий, описывающих принципы работы сенсорных систем.

Основой для этих теорий является проблема существования сенсорных порогов (см. Порог сенсорный). Согласно одним теориям, пороговый принцип считается основным в работе сенсорных систем, тогда как др. теории предполагают, что сенсорные системы работают по непрерывному, а не по пороговому принципу. Т. о., к числу П. т. относятся как теории, принимающие пороговый принцип, так и теории, отвергающие его. В этом и заключается несомненная неточность названия «П. т.». В данном термине выражена, следовательно, только сама проблема, но не способ ее решения.

К числу основных П. т. относятся: классическая П. т. Фехнера, Классические теории непрерывности сенсорного ряда, Нейроквантовая теория, высокопороговая теория, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала, Теория двух состояний. (К. В. Бардин.)

ПОРОГ ОПЕРАТИВНЫЙ — см. Оперативный порог.

ПОРОГ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ (англ. relative difference threshold, Weber fraction) — отношение величины дифференциального (разностного) порога к величине постоянного (фонового) раздражителя. Син. относительный разностный порог, относительный дифференциальный порог, дробь Вебера. См. Закон Вебера, Пороги ощущений. (Б. М.)

ПОРОГ ПОЯВЛЕНИЯ (англ. threshold of appearance) — технический (вспомогательный) термин, используемый в психофизическом методе минимальных изменений: 1) при измерении абсолютного порога — точка в континууме стимулов, выше которой раздражитель начинает вызывать у испытуемого ощущение; 2) при измерении дифференциального порога — точка появления ощущения разницы между сравниваемыми стимулами. П. п. определяется как среднее между величиной последнего раздражителя, вызвавшего отрицат. ответ испытуемого, и величиной первого раздражителя, вызвавшего изменение категории ответа. Ср. Порог исчезновения. (К. В. Бардин.)

ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ (англ. sensory threshold) — величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на 2 класса: вызывающие ответную реакцию индивида и не вызывающие ее (см. Психофизика). Др. словами, П. с. — это уровень стимуляции, который должен быть превышен для того, чтобы возникла реакция. В психофизике в качестве такой реакции чаще всего принимается появление осознанного ощущения, но в принципе это м. б. и др. двигательные, вегетативные и электроэнцефалографические реакции, далеко не всегда сопровождающиеся осознаваемыми ощущениями (кожно-гальваническая реакция, сосудистая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др.). См. Непроизвольные реакции.

Использование неподвластных произвольному контролю человека реакций, получившее название объективной сенсометрии, расширило возможности изучения работы сенсорных систем (у маленьких детей, не овладевших речью, у животных, у человека в случае его нежелания сообщать о своих ощущениях и т. д.). Вместе с тем появилась необходимость различать понятия П. с. как нижнего предела чувствительности сенсорной системы и порога реакции как порога реагирования эффектора, используемого в качестве индикатора чувствительности. Точное определение предельных возможностей сенсорной системы требует сопоставления порогов ряда реакций, в т. ч. произвольных, и учета условий, в которых проводится измерение чувствительности (сигнальности или несигнальности раздражителя, степени угасания реакции в процессе измерения).

Страницы: 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48


Это интересно:

Стиль поведения в конфликтных ситуациях
Когда человек находится в конфликтном противостоянии, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. При этом ему необходимо учитывать собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей ...

Обобщённо-теоретический анализ изучаемой проблемы готовности ребёнка к школе. Понятие готовности ребёнка к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника с ...

Развитие активных групповых методов в России и в западных странах
Развитие подходов к активным групповым методам в России и в западных странах значительно отличается друг от друга. До XIX-XX столетий поведение людей в группах систематически не изучалось. Развитие и использование групп в целях позитивны ...