_П_
Страница 44

В психофизике содержание понятия П. с. неоднократно подвергалось пересмотру и дискутируется до настоящего времени. Одни исследователи признают дискретный принцип построения субъективного ряда ощущений, предполагающий существование нижнего предела чувствительности сенсорных систем (каковым и считается порог). Чем ниже этот предел, тем выше чувствительность сенсорной системы, и наоборот. Чувствительность в этом случае определяется как величина, обратная порогу.

Др. исследователи принимают за основу принцип непрерывного построения субъективного ряда и отрицают наличие у сенсорных систем нижнего предела чувствительности. Понятие порога здесь излишне (см. Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала, Критерий принятия решения). В таких теориях предлагаются др. меры, позволяющие характеризовать чувствительность сенсорной системы. Пороговые меры чувствительности, в т. ч. абсолютный порог и дифференциальный порог, с т. зр. этих теорий не более чем операциональные показатели, т. е. эмпирические величины, получаемые в результате проведенного по определенным правилам эксперимента (см. Операционализм); такие показатели при известных условиях м. б. полезными для характеристики функциональных возможностей сенсорной системы, но отнюдь не отражают принцип ее работы. См. Пороги ощущений, Порог моментальный. (К. В. Бардин.)

ПОРОГ ТЕРМИНАЛЬНЫЙ (англ. pain threshold — болевой, болезненный порог; terminal threshold, terminal stimulus) — величина раздражителя, которая оказывается настолько большой, что ощущение, адекватное раздражителю, либо исчезает, либо переходит в ощущение др. модальности — тактильное, болевое (напр., при слепящей яркости светового стимула). Син. верхний абсолютный порог (см. Пороги ощущений). (К. В. Бардин.)

ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ (англ. birth order) — внутрисемейная переменная, указывающая на очередность рождения ребенка в данной семье. Многочисленные исследования показывают значимые корреляция между П. р. и рядом психологических свойств человека: напр., отрицат. корреляция между П. р. и невербальным коэффициентом интеллекта (по крайней мере, у лиц мужского пола). Однако в подобных массовых корреляционных исследованиях П. р. используется в контексте межсемейных сравнений. (Б. М.)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (в когнитивных моделях) (англ. sequential information processing) — поочередное прохождение информации от входа до выхода через ряд преобразований (этапов), так что в каждый отрезок времени (специфический для данного блока) преобразование осуществляется лишь в одном функциональном блоке, а информация к нему поступает только от предыдущего блока. Эти ограничения снимаются при параллельной обработке, предполагающей возможность одновременной работы нескольких блоков и поступление информации из разных источников. Син. последовательный принцип обработки информации. (А. И. Назаров.)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (англ. sequential analysis) — способ проверки статистических гипотез в условиях, когда число наблюдений в исследовании не устанавливается заранее, а является случайной величиной. Первые представления о П. а. относятся к 1930-м гг.; в современном виде П. а. разрабатывался А. Вальдом, затем Дж. Вольфовитцем, Г. Робинсом и др. Особенность П. а. состоит в том, что после осуществления каждого наблюдения принимается одно из след. решений: принять проверяемую гипотезу, отвергнуть ее, продолжить испытания. Прикладные задачи исследования, в котором применяется П. а., м. б. теми же, что и в случае проверки гипотез по выборкам заданной длины (напр., выяснить, каким из 2 приборов с известными различными смещениями шкалы производятся текущие измерения, проверить предположение о доле ошибок в выполнении теста и т. п.), но при этом возможна существенная экономия в длительности эксперимента.

Страницы: 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49


Это интересно:

Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму, наркомании
Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития. А какие из них способны повлиять на знакомство ребенка с наркотиками? Так, практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обе ...

Практические рекомендации
На основе полученных результатов психологам, работающим с педагогическим коллективом при планировании и реализации психопрофилактической, консультативной, психокоррекционной и других видах работ, для снижения количества стрессовых ситуаци ...

Понятие детской одаренности. Исследования детской одаренности учеными психологами
Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент. Одним из пионеро ...