_М_
Страница 4

МАСКИРОВКА (англ. masking).

1. В контексте исследований восприятия М. — общий термин, обозначающий любые процессы ухудшения восприятия (обнаружения, различения, опознания) одного стимула (называемого тестовым, целевым) под влиянием предъявления др. стимулов (маскеров). Противопоставляется сенсибилизации. Теоретически М. может иметь место в любой модальности (см. М. зрительная), возможны также межмодальные эффекты М. (равно как и сенсибилизации).

В зависимости от времени предъявления маскера относительно тестового стимула М. подразделяют на одновременную (симультанную) и последовательную М.; последнюю, в свою очередь, делят на прямую М. (маскер предъявляется раньше тестового стимула) и обратную М. (маскер появляется после окончания предъявления тестового стимула).

2. См. Психическая маскировка. (Б. М.)

МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ (англ. visual masking) — частный случай маскировки (в 1-м значении), проявляющейся в зрительной модальности. М. з., как и в общем случае, м. б. одновременной и последовательной. Ситуация одновременной М. з., когда целевые и маскирующие стимулы представляют собой изображения (двумерные фигуры), описывается в статье «Маскировка изображений», а ситуация с реальными объектами (предметными стимулами) — в статье «Камуфляж».

При последовательной М. з. в зависимости от пространственных характеристик самих стимулов и пространственных отношений между ними выделяют след. виды М. з.: 1) маскировку гомогенным пятном, занимающим ту же или большую пространственную области (блокирование, или эффект Крауфорда); 2) маскировку структурированного стимула структурированным же стимулом, занимающим ту же или большую область (паттерновая М. з.); 3) маскировку стимулом, занимающим др. (по соседству) пространственную область (для этой ситуации используется термин метаконтраст в случае обратной М. з. и параконтраст в случае прямой М. з., но нередко метаконтрастом называют оба случая, акцентируя лишь факт пространственной смежности). (Б. М.)

Добавление: Последовательная М. з. может приводить к полному подавлению восприятия тестового стимула, либо к ухудшению восприятия некоторых признаков (яркость, контраст, форма, пространственная частота и пр.). Временной диапазон механизмов М. з. лежит в пределах от 0 до 300 мс. Для интерпретации механизмов М. з. предложены 2 теории: теория временной суммации (интеграции) и теория прерывания. 1-я теория объясняет эффект М. з. суммацией зрительных следов предъявляемых стимулов, которая ведет к уменьшению видимого контраста фигуры и к ухудшению ее «читаемости». Теория прерывания объясняет эффект М. з. тем, что сигнал о маскере прерывает процесс обработки сигналов о тестовом стимуле, не давая возможности «созреть» его образу. Предполагается, что при равенстве прочих характеристик последовательных стимулов зрительная система отдает предпочтение более позднему (новому) стимулу; можно допустить, что зрительное внимание автоматически переключается на новый стимул и тем самым нарушается процесс категоризации предшествующего стимула. По-видимому, обе теории описывают реально существующие процессы. При коротких интерстимульных интервалах (напр., до 100 мс) имеет место временная суммация, при больших интервалах основным фактором М. з. является прерывание. С таким представлением согласуется тот факт, что обратная М. з. более эффективна по сравнению с прямой. (Т. П. Зинченко.)

МАСКИРОВКА ИЗОБРАЖЕНИЙ (англ. figure masking) — предъявление тестового зрительного стимула на фоне маскирующего структурированного стимула (изображения), в результате чего ухудшается обнаружение и опознание тестового стимула. Э. Рубин, изучая феномен выделения фигуры из фона, установил, что фигура воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и ограниченное целое; фон — как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Т. о. фигура, по словам Л. С. Рубинштейна, «обладает как бы большей предметностью». В исследованиях гештальт-психологов был обнаружен факт различия величины разностного порога чувствительности на фоне и на фигуре. При этом более низкие пороги обнаружены на фоне, а более высокие — на фигуре.

Установлено, что такое изменение контура, как его дополнение или усложнение, весьма эффективный способ скрыть фигуру. Наложение сетки («зрительного шума») не всегда вызывает тот же эффект. Простые формы могут маскировать восприятие более сложных форм; последние трудно выделить, если они включаются в более простые и четкие формы. На этом законе — законе выделения наиболее простых и четких структур — основан целый ряд явлений М. и., которые используются в военной маскировочной технике (см. Камуфляж). (Т. П. Зинченко.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Это интересно:

Особенности развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников. Понятие ...

Определение структуры и степени выраженности эмоционального выгорания у педагогов
На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления социально – демографических характеристик и отношения педагогов к выполняемой профессиональной деятельности и субъективном восприятии стрессогенности трудовой атмосф ...

Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях. Гипотезы, задачи, объект исследования
Изучив литературу по данному вопросу, я не нашла ответы на несколько вопросов, из чего сформировала гипотезу : дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям. ...