_М_
Страница 5

МАСКУЛИННОСТЬ — см. Пол.

МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД (Maslow, 1908-1970) — амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии. Наибольшую известность принесла М. его иерархическая модель мотивации. М. выделяет 5 «уровней» потребностей, считая эти потребности врожденными и универсальными для любого человека: 1) физиологические (низший уровень); 2) потребности в безопасности (в широком смысле слова); 3) потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4) потребность в уважении и признании; 5) потребность в самоактуализации, т. е. потребность в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя» (высший уровень). Потребности вышележащих уровней м. б. удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшой процент людей (ок. 1%). Эти люди обладают личностными особенностями, качественно отличными от свойств личности невротиков и людей, не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже М. отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя 2 класса потребностей: потребности нужды и потребности развития. В последние годы жизни М. занимался созданием новой психологии — психологии бытия самоактуализирующейся личности, которая является, по М, идеалом развития любого человека. (Д. А. Леонтьев.)

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication; от лат. communicatio — сообщение, передача) — систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории (широких слоев населения) и воздействия на поведение, аттитюды, взгляды, убеждения, мнения людей; технически осуществляется с помощью разнообразных средств: печать, радио, ТВ и др. В социологии М. к. часто рассматривается как вид социальной коммуникации, под которой понимается деятельность, обусловленная системой социально-значимых норм и оценок, образцов и правил общения, принятых в данном обществе. Социальная коммуникация нацелена на взаимодействие людей, на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация. В социальной психологии М. к. понимается как одна из форм опосредованного общения.

Исследование М. к., ее средств, способов, методов, форм и целей началось в 1940-х гг., когда стремительно стала развиваться социальная психология; внимание к М. к. еще более возросло в 1960-80 гг., когда массовая информация стала трактоваться в качестве ключевого фактора социального управления, а к концу 1980-х гг. в некоторых социологических контекстах даже утверждалось, что теория М. к. и есть теория общества. С 1960-х гг. М. к. стали исследоваться с привлечением идей философии, лингвистики, культурологии, психологии, математики, кибернетики и т. д. Крупный вклад в понимание М. к. внесли работы Г. Лассуэлла, Р. Якобсона, Р. Фишера, Н. Винера, Х. Криса, Н. Лейтеса, В. Шрамма, Г. Иннеса и др.

М. к. характеризуется: 1) наличием технических средств; 2) наличием массовой аудитории; 3) многообразием коммуникационных каналов; 4) вариативностью коммуникативных средств. Эта цель чаще всего выделяют след. основные функции М. к.: 1) информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности); 2) регулятивную (формирование общественного сознания, общественного мнения, создание аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль); 3) культурологическую (ретрансляция культурнозначимой информации, ознакомление с достижениями человечества, сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия). В идеале, М. к. нацелены на оптимизацию социальной деятельности, на интеграцию и консолидацию общества и социализацию индивидов.

В «Словаре М. к.» Ж. Фаже функции М. к. определяются на основе предложенного Якобсоном подхода: отправитель (адресант) самовыражается (экспрессивная функция), он делает ценностью процесс общения (поэтическая или эстетическая функция), соотносится с реальностью, контекстом (коммуникативная, или референтивная функция), входит в контакт со своим собеседником (фатическая функция) и т. д.

Согласно схеме Лассуэлла, анализ структуры коммуникационного процесса состоит из 5 элементов: 1) кто сообщает? (анализ управления коммуникационным процессом); 2) что сообщает? (анализ содержания коммуникации); 3) по какому каналу? (анализ коммуникационных средств); 4) кому сообщает? (анализ аудитории); 5) с каким успехом? (анализ эффективности коммуникационного процесса). Структурный анализ коммуникационного процесса можно осуществить и по линейной схеме, предложенной Якобсоном: 1) отправитель сообщения (адресант, коммуникатор); 2) получатель сообщения (адресат, реципиент, коммуникант); 3) общение (связь, контакт); 4) код (шифр); 6) контекст сообщения; 7) сообщение (информация).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Это интересно:

Список авторов
Авдеева Н. Н., Анцыферова Л. И., Арсеньев А. С., Асеев В. Г., Асмолов А. Г., Ахутина Т. В., Басина Е. З., Барабанщиков В. А., Бардин К. В., Борисова Е. М., Бугрименко Е. А., Веклерова Х. М., Величковский Б. М., Вилюнас В. К., Володин А. А ...

Понятие детской одаренности. Исследования детской одаренности учеными психологами
Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент. Одним из пионеро ...

Условия формирования направленности личности
Имея понятия профессиональной деятельности, направленности личности, следует отметить, что самым важным периодом для формирования профессиональной направленности личности является период ранней зрелости, или юности. В истории развития воз ...