Для приблизительной оценки объема иконической памяти необходимо построить график зависимости процента правильных воспроизведений элементов (указываемых в инструкции) от объема матрицы (при минимальных задержках). Количество элементов матрицы максимального объема, при предъявлении которой испытуемый еще способен полностью и правильно воспроизводить указанную ее часть, принимается за нижнюю оценку объема иконической памяти; его можно оценивать и с учетом ошибочных воспроизведений. В этом случае объем памяти оценивается величиной произведения вероятности правильного воспроизведения (элементов указанной в инструкции части матрицы) на полное количество элементов в матрице. Объем иконической памяти значительно больше объема кратковременной памяти, и оценить его точно не удается даже с помощью М. ч. в. из-за быстрого угасания (стирания) информации.
Для оценки скорости угасания строится зависимость вероятности правильного воспроизведения от задержки инструкции (указателя) по воспроизведению. Если эта задержка не превышает 300-500 мс, то М. ч. в., как правило, дает более высокие оценки количества воспринятой информации, чем методика полного воспроизведения. Этот результат приводится в качестве доказательства существования очень короткой и быстро угасающей зрительной памяти сенсорного типа (получившей название «иконическая»). М. ч. в. предложена амер. психологом Дж. Сперлингом (1959). См. Память иконическая, Память сенсорная, Тахистоскоп. (Б. М.)
МЕТОД ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ СЛУЧАЕВ (англ. method of right and wrong cases).
1. Син. метода постоянных раздражителей.
2. Вариант метода постоянных раздражителей, при котором обычно применяемый в этом методе набор раздражителей используется лишь в нач. эксперимента для предварительного определения зоны локализации порога, после чего опыт продолжается с 2 из них, именно теми, между которыми, по предварительным данным, оказывалась локализованной пороговая точка. Такой метод не давал возможности получить в эксперименте полную психометрическую кривую, но позволял более точно, нежели обычно, найти величину порога. (К. В. Бардин.)
МЕТОД КЛИНИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ (в детской психологии) — см. Женевская школа генетической психологии.
МЕТОД КОНСТАНТ — см. Метод постоянных раздражителей.
МЕТОД МИКРОСТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА (англ. method of microstructural analysis) — методологический подход к изучению кратковременных познавательных и исполнительных действий, развивавшийся в отечественной психологии с 1960-х гг. (В. П. Зинченко, Г. Г. Вучетич, Н. Д. Гордеева, В. М. Гордон, А. Б. Леонова, А. И. Назаров, С. К. Сергиенко, Ю. К. Стрелков, Г. Н. Солнцева и др.). С помощью М. м. а. изучаемые процессы можно представить как морфологические объекты, имеющие развитую функциональную структуру, определенное предметное содержание и семантическую нагрузку. Важнейшая задача М. м. а. — выделение компонентов (единиц анализа), сохраняющих свойства целого, и установление складывающихся между ними типов взаимоотношений.
Набор (алфавит) этих компонентов должен быть достаточно широким для того, чтобы охватить процесс в целом; каждый из компонентов должен обладать не только качественной, но и количественной определенностью. М. м. а. использует понятия «операции», «функциональный блок», «квант предметного действия (или восприятия)». Каждый из компонентов отличается от др. по ряду параметров: положение в микро- и макроструктуре (связи с др. компонентами), информационная емкость, время хранения (преобразования) информации, форма репрезентации в нем того или иного предметного содержания (тип оперативной единицы восприятия), тип преобразования информации.
Согласно М. м. а., процесс решения задачи, отсчитываемый от нач. предъявления тестового материала (команды, инструкции), делится на ряд интервалов; предполагается, что в каждом интервале выполняются те или иные функции преобразования входной информации (или исполнительные функции), осуществляемые определенным функциональным блоком или рядом блоков. Построенная т. о. гипотетическая модель подвергается тщательной экспериментальной проверке и уточняется благодаря широкому варьированию условий проведения эксперимента. М. м. а. требует использования компьютеров как в ходе проведения эксперимента, так и для обработки его результатов. М. м. а. реально использовался в эргономическом проектировании отдельных функций операторской деятельности.
МЕТОД МИНИМАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (англ. method of minimal changes) — идущий от В. Вундта психофизический метод непосредственного определения сенсорного порога, заключающийся в монотонном пошаговом изменении величины действующего раздражителя до того момента, когда изменится вызываемое им ощущение. Син. метод границ (method of limits).
Это интересно:
Общая характеристика педагогической деятельности. Проблема педагогической деятельности в
психолого-педагогической литературе
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подраст ...
Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур
Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. Профессиональное общение работник ...
Зависимая переменная
Зависимая переменная -
величины, изменения коих зависят от воздействия переменной независимой. Те переменные, что связаны с поведением испытуемых и зависят от состояния их организма. (7).
Психологи имеют дело с поведением испытуемого, п ...