_М_
Страница 13

При определении абсолютного порога с помощью этого метода экспериментатор находит точку возникновения и точку исчезновения ощущения. 1-я получила название порога появления, 2-я — порога исчезновения. Каждое измерение состоит из 2 отдельных рядов предъявлений: восходящего и нисходящего. В восходящем ряду начальной точкой служит нулевое или близкое к нему значение раздражителя (заведомо вызывающее отрицат. ответ испытуемого), а конечной — величина раздражителя, при которой испытуемый впервые отказывается от отрицат. ответа. В нисходящем ряду начальной точкой служит одно из заведомо воспринимаемых значений раздражителя, а конечной — та его величина, при которой испытуемый впервые отказывается от положительного ответа. В качестве порога появления или исчезновения принимается среднее между тем значением раздражителя, который впервые вызвал изменение ответа, и значением ближайшего к нему раздражителя, который такого изменения не вызвал. Как правило, пороги появления и исчезновения не совпадают между собой, поэтому в большинстве психофизических исследований в качестве абсолютного порога принимается средняя этих величин. Но иногда определение порога появления и исчезновения имеет самостоятельное значение, и тогда исследователь ограничивается использованием одной из этих величин.

При измерении дифференциального порога экспериментатор определяет точку появления впечатления разницы между сравниваемыми раздражителями и точку исчезновения этого впечатления. Поскольку при этом величина постоянного раздражителя (эталона) отлична от 0, постольку в результате опыта экспериментатор получает значения 4 порогов: порогов появления и исчезновения ощущения разницы при изменении величины переменного раздражителя, во-первых, в направлении возрастания, во-вторых, в направлении убывания. Др. словами, это пороги появления и исчезновения в интервале от 0 до эталона и те же пороги в интервале от эталона до +∞.

Указанные пороги носят названия верхнего порога исчезновения, нижнего порога появления, нижнего порога исчезновения, верхнего порога появления. При использовании М. и. м. процедура, при которой первые 2 порога определяются в одном нисходящем ряду, а вторые 2 — в одном восходящем ряду. Реже применяется процедура, при которой каждый из упомянутых порогов определяется в отдельном ряду. В этом случае каждый замер состоит не из 2, а из 4 рядов предъявлений. В зависимости от задач исследования экспериментатор может либо оперировать со всеми 4 величинами, либо усреднить попарно 2 первые и 2 последние величины (соответствующие средние носят название нижнего и верхнего порогов), либо, наконец, усреднить по абсолютной величине значения верхнего и нижнего порогов. Обычным в экспериментальной практике является использование одного из указанных усреднений. (К. В. Бардин.)

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ — см. Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Семантические сети, Эвристика, Эргономика.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ — См. Виды наблюдения, Естественный эксперимент, Интроспекция, Метод объективного наблюдения, Метод самонаблюдения, Наблюдение, Ретроспекция, Самонаблюдение.

МЕТОД ОБЪЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ (англ. method of objective observation) — общенаучный метод эмпирического исследования; применяется в психологии для опосредствованного изучения психической деятельности путем наблюдения (регистрации) актов поведения и физиологических процессов, которые, согласно гипотезе исследователя, выявляют психические процессы. Наблюдение обычно не рассчитано на создание условий, необходимых для вызывания изучаемых процессов, что не исключает предварительного планирования времени, места и ситуаций, наиболее благоприятных для решения поставленных в исследовании задач (ср. Лабораторный эксперимент, Метод эксперимента).

Целесообразно использовать М. о. н. при изучении процессов, протекание и развитие которых в экспериментальных условиях может подвергнуться искажениям. Но возможно, что в естественных условиях изучаемые процессы выступят в сложных взаимосвязях с многочисленными случайными факторами; поэтому при использовании М. о. н. может возникнуть особая задача отчленения случайных и нетипичных наблюдений. Научное наблюдение должно иметь предварительный план с возможно более полным перечнем подлежащих регистрации параметров. М. о. н. особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предварительно, качественные и целостные характеристики изучаемых процессов. В дальнейшем следует планировать более детальную разработку проблемы (если позволяет природа изучаемого) в ходе проведения эксперимента.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Это интересно:

Наблюдение
Для исследования уровня развития внимания у детей, было необходимым посетить уроки в школе и пронаблюдать за поведением учащихся 2х классов. Наблюдение проводилось на по следующей схеме. Ученик Даниил К. Ход урока Что делали учащ ...

Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста
Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими - условие, при котором личность ребёнка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны близких, особенно мамы и папы, необходимо ребёнку. Желание заслу ...

Влияние молодежных групп на подростков
Одними из первых наркотизацию взяли «на вооружение» хиппи (Личко А.Е., 1997). Это движение возникло в 60-х гг. XX в. на Западе среди подростков и молодежи как протест против грязной войны во Вьетнаме. Основоположниками движения хиппи были ...