_А_
Страница 28

АНГЕДОНИЯ (англ. anhedonia) — психическое состояние, которое характеризуется общим отсутствием интереса к жизни, утратой способности наслаждаться, радоваться. Рассматривается как четкий признак депрессии. А. м. б. следствием соматических заболеваний. Син. агедония.

АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — школа в этнографии (культурной антропологии), развивавшая идеи эволюции применительно к человеческому сознанию (Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер и др.). При интерпретации явлений «первобытной культуры» (обычаев, верований, искусства, нравственности и пр. т. н. примитивных народов, т. е. народов, стоящих на низкой ступени культурного развития), А. а. ш. пришла к выводу о принципиальном тождестве психических процессов (в частности «операций ума») у первобытных людей и у современного человека. Наличие в первобытном сознании не свойственных развитому современному сознанию анимистических представлений А. а. ш. объясняла «неправильным применением» имеющихся и у современного человека мыслительных приемов (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.) в условиях ограниченного опыта первобытных людей.

Последующие исследования (в т. ч. постоянного оппонента А. а. ш. — фр. социологической школы, а также рос. психологов и этнографов) показали, что в А. а. ш. «переоценили» умственные способности первобытных людей и что процессы мышления подчиняются в первобытном сознании иным законам (во фр. социологической школе, напр., говорили о «законе партиципации»). Вместе с тем А. а. ш. справедливо защищала идеи единства человечества, возможности сравнения культур независимо от географических, расовых и др. различий и внесла свой вклад в практику этнографических и культурно-исторических сравнительных исследований. См. Анимизм. (Е. Е. Соколова.)

АНДРОГИНИЯ — см. Пол.

АНДРОФИЛИЯ — см. Гомосексуализм.

АН-ИДЕИЗМ (от греч. an — отрицание + idea — идея, образ) — неспособность произвольно представлять и воображать к.-л. объекты, отсутствие воображения. Высказывалось предположение, что А.-и. «страдал» основатель бихевиоризма Джон Уотсон и что этот дефект мог служить одним из факторов его негативного отношения к психологическим теориям, придававшим большое значение воображению. Син. Ан-икония.

АНИЗЭЙКОНИЯ — См. Оптическая система глаза.

АН-ИКОНИЯ (англ. aniconia) — см. Ан-идеизм.

АНИМАТИЗМ (от лат. animatus — одушевленный) — комплекс первобытных представлений о безличной, неперсонифицируемой, сверхъестественной силе, действующей в природе и влияющей на саму жизнь, ее условия (напр. климат), успешность деятельности человека (напр. успех в охоте, войне). А. представляет собой одну из первых попыток осмысления мира. А., как и анимизм, «замешан» на антропоморфизме: первобытный человек верил, что все окружающие его явления природы (напр. метеорологические) живут такой же жизнью, как и он сам — они такие же желающие, чувствующие, понимающие, коварные и т. д.; с ними возможно общение — к ним можно обращаться с просьбами или с жалобами. С А. м. б. связаны магические действия. Концепцию первобытного А. предложил Роберт Маретт, считавший, что А. предшествует анимизму. В некоторых отношениях А. имеет общие черты с гилозоизмом. Однако гилозоизм (от греч. hyle — вещество и zoe — жизнь) — это античное философское учение об одушевленности всей материи (т. е. ее способности к ощущениям и мышлению). (Б. М.)

АНИМИЗМ (от лат. anima — душа) — картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для А., в отличие от аниматизма, компонентом является представление о существовании отделимых от тела духов (душ), которые представлялись антропоморфно или зооморфно. Выдвинувший концепцию А. англ. антрополог Э. Б. Тайлор (см. Англ. антропологическая школа) полагал, что А. — это простейшая и первичная форма религиозного сознания, появившаяся в первобытную эпоху; одним из доказательств простоты и первичности А. служит, по мнению Тайлора, тот факт, что А. характерен и для детей (см. Анимизм детский). (Б. М.)

Страницы: 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


Это интересно:

Наблюдение
Для исследования уровня развития внимания у детей, было необходимым посетить уроки в школе и пронаблюдать за поведением учащихся 2х классов. Наблюдение проводилось на по следующей схеме. Ученик Даниил К. Ход урока Что делали учащ ...

Описание методик
Для получения результатов нашего исследования мы использовали три методики: - Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; Данная методика предназначена для определения содержательной стороны направленности личности и составляет основу е ...

Основные разделы психологии
Около половины специалистов, имеющих дипломы и ученые степени по психологии, работают в колледжах и университетах. Помимо преподавания они, как правило, посвящают значительную часть своего времени исследованиям и консультированию. Часть п ...