_А_
Страница 27

Нарушения и конфликты на А. с, вызванные, в частности, характером воспитательных требований (их отсутствием или, напротив, чрезмерностью), могут привести к появлению во взрослом состоянии 2 различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип) и анально-удерживающего (характерологическая триада: аккуратность, скупость, упрямство). Именно «теория анального характера» вызвала критическое замечание Л. С. Выготского: «Для Фрейда человек, как каторжник к тачке, прикован к своему прошлому. Вся жизнь определяется в раннем детстве из элементарных комбинаций и вся без остатка сводится к изживанию детских конфликтов». (Б. М.)

АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis — воспоминание) — совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.). А. включается в содержание истории болезни. В последнюю также вписываются сведения о состоянии и поведении больного после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара (т. е. катамнез). В случае душевнобольных история болезни, по словам Б. В. Зейгарник, «представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человека, как бы "продольный" срез его жизни». (Б. М.)

АНАМНЕСИС (от греч. anamnesis — воспоминание) — термин Платона для обозначения воспоминаний, относящихся к пребыванию человеческой души в потустороннем мире. С помощью А. душа имеет знание о сверхчувственных идеях.

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907-1972) — сов. психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности. Известен также своими трудами в области чувственного восприятия, исследованиями по психологии общения, проблемам восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны и др. (Е. Е. Соколова.)

Добавление ред.: Окончив Горский пединститут (1928), А. начал свою научную деятельность в рядах ленинградских рефлексологов и прошел большой творческий путь: от полного отрицания психологии как науки до утверждения ее в качестве центральной науки в рамках человекознания (см. Психологизм). Нужно также добавить, что А. был деканом факультета психологии ЛГУ (1967-1972), воспитавшим многочисленную армию ученых; еще при жизни А. удостоился от благодарных учеников званий «создателя замечательной ленинградской школы психологов» и «выдающегося сов. психолога». По словам своих учеников, в частности Б. Ф. Ломова (1968), А. обладал ценным умением видеть таланты. В «золотой фонд» сов. науки вошли след. его монографии: «Психология педагогической оценки» (1935), «Очерки психологии» (1945), «Психология чувственного познания» (1960), «Теория ощущений» (1961), «Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков» (1967), «Человек как предмет познания» (1969). См. также Психологизм.

АНАРТРИЯ (от греч. anarthros — нечленораздельный, невнятный) — нарушение артикуляции, приводящее к тяжелому расстройству членораздельной речи. Обычно возникает вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении (см. Дизартрия, Речи расстройства).

АНАФОРА, АНАФОРИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ (англ. anaphora; от греч. ana — подобно + phoros — несущий) — употребление местоимения (анафорического слова) вместо ранее употреблявшегося выражения.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32


Это интересно:

Исследования особенностей эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа исследования
Исследование проводилось в Хакасской региональной общественной организации Всероссийского общества инвалидов по адресу: Вяткина 16 г. Абакана и в Управлении социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана. В исследов ...

Психические состояния личности и формы их проявления
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом – трудно и неэффективно. Выделяют общие психические состояния и эмоционал ...

Поведение воспитателей и помощь ребенку в преодолении страхов
Главное, что нужно сделать воспитателям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Н ...