_А_
Страница 29

АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ (англ. child animism) — склонность детей оценивать неживые объекты (напр. куклы) как живые (по-видимому, правильнее говорить об аниматизме, а не об анимизме). Идею и термин А. д. выдвинул Э. Б. Тайлор. Многие известные психологи (напр. С. Холл) полагали, что А. д. — неизбежная природная особенность детского ума, согласующаяся с биогенетической концепцией (см. Биогенетический закон). С т. зр. Ж. Пиаже, антропоморфический А. д. вписывается в общую картину детского эгоцентризма. Л. С. Выготский (1926), категорически отрицая биогенетическую концепцию (ее объяснительный принцип, а не факты, на которые она опирается), считал, что А. д. усваивается ребенком из социальной среды: «ребенок, предоставленный самому себе, никогда не оказывается ни анимистом, ни антропоморфистом». Современные психологи продолжают изучать эту любопытную особенность детского мышления. Напр., амер. психолог М. Берзонски (1988), исследуя ответы детей 5-7-летнего возраста на вопросы о неживых объектах, изображенных на картинках, пришел к след. результатам: 1) анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным (напр., летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле); 2) больше всего анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как у 7-летних их вообще не было; 3) половые различия в А. д. не обнаружены. Приобретение способности различать живые и неживые объекты — одна из вех на линии когнитивного развития. (Б. М.)

АНКЕТА (от фр. enqukte — расследование, дознание, анкета; англ. questionnare) — разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса, включающий: а) указание организации, проводящей опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но необязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент (см. Анкетный опрос) должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели опроса и его адресата. Объем А. варьирует от 2-3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. А. малого объема чаще линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к др. Большие А. нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации. Син. вопросник, опросник, опросный лист. См. Анкетер. (И. А. Мещерякова.)

АНКЕТЕР — лицо, непосредственно проводящее анкетный опрос.

АНКЕТНЫЙ ОПРОС (англ. survey, survey research) — 1 из 2 основных видов опросных методов (2-й — интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). А. о. широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики (напр., в профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания ишемической болезнью сердца).

Существенная особенность А. о. — опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим», от лат. responsare — отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

1. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых А. о. м. б. групповым или индивидуальным. 2. По процедуре А. о. м. б. очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому А. о. (рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому А. о. (респонденты вырезают опубликованную в периодическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю). 3. А. о., кроме того, м. б. анонимным или персонифицированным (обычно 1-й побуждает респондента к большей откровенности).

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34


Это интересно:

Направленность личности как целостной структуры. Направленность в выборе профессиональной деятельности
Личность – сложная целостная структура, включающая в себя устойчивые психологические характеристики, которые формируются под воздействием социальных факторов. Одной из главных составляющих является направленность личности. Сегодня вопрос ...

Развитие науки о неведении. Зарождение знаний о теории деятельности человека
Прежде чем раскрывать основные положения теории деятельности, следует отметить, что человек по своей природе активен. Он является и творцом, и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в де ...

Основные разделы психологии
Около половины специалистов, имеющих дипломы и ученые степени по психологии, работают в колледжах и университетах. Помимо преподавания они, как правило, посвящают значительную часть своего времени исследованиям и консультированию. Часть п ...