_А_
Страница 17

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ. acculturation).

1. Процесс заимствования, восприятия культуры др. группы в условиях тесного взаимодействия с ней. А. м. б. как односторонней (унилатеральной), так и двусторонней (билатеральной). Например, примерно 1000 лет назад в культуре Японии произошли большие изменения за счет А. из Китая, когда японцы приобрели такие культурные достижения, как письменность, чеканку монет и буддизм, в то время как как китайцы получили взамен складной веер.

2. В применении к детям этот термин обозначает постепенное приобретение ими форм поведения из окружающей культуры (субкультуры), внутри которой они растут. Неполный син. Социализация. (Б. М.)

АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТОВ — см. Аффекты.

АКМЕ (от греч. akme — высшая степень, вершина).

1. Наивысшая точка в развитии, в частности личности (против. маразм).

2. Наивысшая точка удовольствия во время полового сношения (син. оргазм).

3. Мед. термин для обозначения критической стадии (точки) болезни.

АКМЕОЛОГИЯ (от греч. akme — высшая степень, вершина) — комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.

В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А. по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием «антропономия» (последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925 г.). (Б. М.)

АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста); сократились в среднем на 1-2 г. сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов.

АКСОН (от греч. axon — ось) — единственный отросток нервной клетки (нейрона), проводящий нервные импульсы от тела клетки к эффекторам или др. нейронам. Ср. Кора головного мозга, Мозг, Нервная система, Синапсы.

АКТИВАЦИЯ — см. Внимания физиологические механизмы, Ориентировочная реакция.

АКТИВИРОВАННОСТЬ — см. Свойства н. с.

АКТИВНОСТЬ — см. Небылицын В. Д.

АКТОГРАФИЯ (от лат. actus — действие, движение + греч. grapho — пишу) — метод автоматической регистрации двигательной активности во времени. Различают общую и дифференцированную А. 1-я обеспечивает регистрацию двигательной активности живого организма в целом, 2-я — регистрацию специфической двигательной активности (напр. движений, связанных с перемещением в пространстве, и т. п.). А. осуществляется при помощи специальных приборов — актографов, в простейших типах которых движение улавливается резиновым баллоном, а затем преобразуется в регистрируемые механические или электрические импульсы.

АКТУАЛИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ (от лат. actualis — деятельный) — воспроизведение имеющихся у индивида (человека и животных) знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, мыслей, чувств и т. д.), перевод их из латентного, потенциального состояния в актуальное действие. А. с. основывается на возбуждении ранее образованных систем временных связей (ассоциаций), их «следов» в ц. н. с., оживляемых действием наличных предметных и словесных раздражителей. А. с. м. б. преднамеренной (произвольной) и непреднамеренной (непроизвольной), полной и неполной, обобщенной и избирательной в зависимости от прочности выработанных нервных связей, общей структуры и состояния функциональной системы, в которую они включаются в данный момент. Син. актуализация, восстановление, извлечение, оживление, репродукция, экфория.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Это интересно:

Распределение внимания
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Примером могут служить два ис ...

Наблюдение
Для исследования уровня развития внимания у детей, было необходимым посетить уроки в школе и пронаблюдать за поведением учащихся 2х классов. Наблюдение проводилось на по следующей схеме. Ученик Даниил К. Ход урока Что делали учащ ...

Проявление эмоционального неблагополучия. Кризис трёх лет
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие родители не знают, ч ...