_А_
Страница 16

АДРЕСАТ (нем. Adressat) — получатель сообщения. В некоторых контекстах син. коммуникатор. См. Адресант, Аудитория, Массовая коммуникация.

АДРЕСАНТ (нем. Adressant) — отправитель сообщения. В некоторых контекстах син. коммуникант. Ср. Адресат.

АКАЛЬКУЛИЯ (от греч. а — отрицат. частица + лат. calculatio — счет, вычисление) — нарушение счета и счетных операций. А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга. Первичная форма А. наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры левого полушария и проявляется в нарушении понимания разрядного строения числа (так, напр., числа 71 и 17 воспринимаются больными как одинаковые), в нарушении понимания значений арифметических знаков, в трудностях счета при переходе через десяток и т. д. В основе этой формы А. лежит нарушение анализа и синтеза пространственных отношений. Вторичные формы А. возникают при поражении височных, затылочных и префронтальных отделов коры больших полушарий. При поражении височных отделов коры левого полушария А. наблюдается при синдроме афазических расстройств (сенсорной, акустико-мнестической афазии) в виде затруднений в устном счете. В основе этой формы А. лежат дефекты акустического восприятия цифр. При поражении затылочных отделов мозга (левого полушария) вторичная А. связана с дефектами зрительного восприятия символов, с трудностями различения цифр, особенно сходных по написанию. Разрядное строение числа у таких больных остается сохранным. При поражении префронтальных отделов коры головного мозга вторичная А. возникает из-за нарушений целенаправленной избирательной интеллектуальной деятельности и проявляется в дефектах планирования счетных операций и деятельности в целом, в случайно возникающих ассоциациях, в отсутствии контроля за выполнением счетных операций. (Е. Д. Хомская.)

АККЛИМАТИЗАЦИЯ — см. Акклимация.

АККЛИМАЦИЯ (англ. acclimation) — эволюционный или онтогенетический процесс, благодаря которому организм (человека, животных, растений) адаптируется к новой климатической среде (см. Адаптация). Цвет волос и кожи различных рас часто приводится как пример эволюционной А.

В переносном смысле «климат» может относиться к социальной, культурной, организационной среде, при этом адаптация понимается как психологический и социокультурный процесс. Син. акклиматизация. (Б. М.)

АККОМОДАЦИЯ (от лат. accomodatio — приспособление к ч.-л.) — в концепции интеллекта Ж. Пиаже — свойство, сторона процесса адаптации. Содержание А., согласно Пиаже, — это приспособление схем поведения к ситуации, требующей от организма определенных форм активности. В результате А. существующая схема изменяется. Пиаже подчеркивает принципиальное единство биологической и познавательной А., сущность которых составляет процесс приспособления к разнообразным требованиям, выдвигаемым перед индивидом объективным миром. А. неотделима от ассимиляции, в совокупности с которой они представляют собой постоянные атрибуты любого акта адаптации. (Е. В. Филиппова.)

АККОМОДАЦИЯ ГЛАЗ (англ. accommodation) — приспособление глаз к четкому видению различно удаленных предметов путем изменения преломляющей способности хрусталика. Фокусное расстояние хрусталика непроизвольно изменяется и регулируется с помощью внутренних глазных мышц, изменяющих кривизну его поверхности так, чтобы были ясно видны предметы, находящиеся на различном расстоянии от наблюдателя. Фокусное расстояние хрусталика зависит от длины волны, так что коротковолновый свет фокусируется в более близкой точке, чем длинноволновый. Дефекты зрения, связанные с нарушением преломляющей способности хрусталика — миопия (близорукость) и гиперметропия (дальнозоркость). Такие оптические дефекты достаточно распространены и м. б. легко скорректированы с помощью очков или контактных линз. См. также Зрение, Оптическая система глаза. (Т. П. Зинченко.)

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Это интересно:

Методы изучения свойств внимания у младших школьников. Сведения об испытуемых
Испытуемые – учащиеся 2х классов, МОУ средней школы №26, Центрального района города Тольятти. Общее количество испытуемых – 60 человек. Основные методы, применяемые при изучении развития внимания у детей младшего школьного возраста. ...

Особенности Я-концепции в юношеском возрасте. Юношескиий возраст (границы)
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером ...

Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе. Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процес ...