Многочисленные симптоматические проявления при ВСД, в большинстве случаев содержат негативный психоэмоциональный субстрат, который на протяжении длительного течения заболевания приводит к формированию реакций психосоматического типа. Они органично вписываются в симптоматику ВСД, чем затрудняют диагностику и лечение вегетососудистой дистонии, формируют стёртую картину заболевания. Особенно, если само заболевание дает пациенту вторичную выгоду от болезни: освобождение от учебных нагрузок, снижение требований со стороны родителей, окружение заботой и вниманием, трепетное отношение к незначительным жалобам.
Это один из наиболее часто встречающихся вариантов вторичной выгоды, характерный для подросткового и зрелого возраста. Он типичен, для часто болеющих детей, детей тревожных и гиперопекающих родителей, подростков - нежелающих взрослеть и принимать на себя ответственность за поступки. Следующий вариант - это реакции, проходящие по конверсионному типу.
К ним относятся: часто подавляемые негативные эмоции, хронические психотравмирующие ситуации, приводящие к тяжёлым переживаниям, сниженному фону настроения, раздражительности, эмоциональной возбудимости. В данном случае, защитные механизмы психики срабатывают, вытесняя переживания, как бы не реагируя на них (игнорируя). Но постоянно нарастающее нервно-психическое напряжение "бьет" по самым слабым местам организма. Такой тип реакций можно наблюдать у детей, которые долгое время находятся в неблагоприятной семейной обстановке (ссоры между родителями, неправильное семейное воспитание), психотравмирующей школьной среде; у воспитанников детского дома, школ-интернатов.
Таким образом, необходимо своевременно диагностировать взаимосвязь симптоматических проявлений ВСД с психическим субстратом заболевания, разграничивать механизмы их формирования с целью адекватного лечения.
По данным научных исследований - 80% пациентов с проявлениями ВСД нуждаются в психологической коррекции и психотерапии, остальные 20% - в поддерживающей и консультативной помощи. Это обусловлено особенностями течения заболевания - подавляющими позитивный эмоциональный фон, изменяющими психологический статус пациента и личностные особенности.
В зависимости от типа ВСД, психики, нервной системы пациента, формируются стойкие психосоматические реакции, стереотипы поведения и личностные черты. С другой стороны, отмечено, что личностный фактор, играет одну из главных ролей в развитии и течении вегетативной дисфункции.
Сангвиники (лица с уравновешенным типом нервной системы), являются наиболее устойчивыми к возникновению вегетативной дисфункции. Они менее всего подвержены стрессам, легче переносят болезнь, быстрее выздоравливают.
Холерики и меланхолики - наиболее уязвимы в развитии ВСД. Им необходимо правильно реагировать на стрессовые ситуации, избегать чрезмерных эмоциональных нагрузок. Значительную помощь оказывает аутотренинг, методы релаксации, психотренинг, разрешение психологических проблем.
Иногда требуется семейная психотерапия, цель которой - нормализация отношений в семье, снятие психологического напряжения. Иначе выглядит психокоррекция в работе с маленькими детьми. В раннем возрасте, ребёнок подвержен воздействию окружения на его развивающуюся психику и нервную систему.
Прежде всего - это влияние матери, отца и лиц, осуществляющих уход за ребенком. В процессе роста и развития ребенка, происходит взаимодействие врожденных, приобретенных и социальных факторов развития заболевания. В зависимости от наиболее значимого фактора развития заболевания и симптоматических проявлений, определяются методы психологической помощи ребенку, проводится консультирование родителей.
Психокоррекционная работа с детьми, страдающими ВСД, приводит к стабилизации психоэмоционального состояния, поведенческим изменениям, стойкому избавлению от множественных симптоматических проявлений, полноценному выздоровлению ребёнка.
Это интересно:
Развитие социально-психологического тренинга как
совокупности активных групповых методов психологического воздействия. Развитие научных взглядов на
межличностное взаимодействие
Первоначально методы психологического воздействия одного индивида на другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям. Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающая выяснение сущности ...
Теоретические подходы к изучению самооценки, уровня притязаний и категории
образа в современной психологии. Самооценка: понятие,
уровни, типы, условия формирования
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого по ...
Выводы
1.В ходе исследования были последовательно решены следующие теоретические задачи: проведен анализ проблемы черт и типов личности, выявлены основные концепции и принципы теории типов личности, рассмотрены типы личности в теории Г.Ю. Айзенк ...