Влияние фактора совместной деятельности на развитие активности общения
Страница 1

Полезная информация » Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности » Влияние фактора совместной деятельности на развитие активности общения

В исследовании приняли участие 26 человек (от 9 до 13 лет), которых разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Формирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2009 года, на базе школы № 152 г. Новосибирска.

Всего было проведено десять занятий в рамках кружка "Умелые руки". Организация совместной деятельности предусматривала объединение всех участников на основе общего интереса (подготовка коллективных поделок к районной выставке). Обязательное условие организации - переживание ребенком положительных эмоциональных отношений.

До начала эксперимента (сентябрь 2009) у всех испытуемых был проведен исходный замер уровня активности общения по данным наблюдения и методом компетентных судей (см. Прил. 7). На каждого ребенка заполнялось по три карты, где отмечались интенсивность, инициативность, импульсивность и широта круга общения. По интенсивности детей разделили на три группы: высокообщительно (В), среднеоб11Щтельньге (С) и малообщительные (М); по инициативности на: инициативных (И), ситуативно-инициативных (С-И) и реципиентных (Р); по импульсивности на: импульсивных (И) и скованных (С), и по широте круга общения на детей с узким (У) и широким (Ш) кругом общения. Затем экспериментатор обобщал эти данные и заносил в соответствующую карту. Общие данные представлены в таблице 4.

Таблица4

Развитие активности общения

Типы

Интенсивность

Инициативность

Импульсивность

Широта крута

Группы

В

С

М

И

С-И

Р

И

С

Ш

У

К

2

5

6

3

4

6

5

8

5

8

Э

2

4

7

3

3

7

4

9

4

9

К%

15

38

47

23

31

46

39

61

39

61

э%

15

31

54

23

23

54

31

69

31

69

К - контрольная группа;

Э - экспериментальная группа.

В соответствии с данными всех учащихся разделили на три группы:

Высокий уровень активности общения. Этот уровень характеризуется устойчивой сформированностью мотивов общения со взрослыми и сверстниками. Сюда мы отнесли высокообщительных, инициативных, импульсивных детей с широким кругом общения. Этих детей отличает понимание и владение богатством невербальных средств, знание вежливых форм контактов, развитость и разнообразие построения речевых высказываний, высокий уровень развития речи, наличие творчества (без штампа).

Средний уровень активности общения. Для этого уровня характерна ситуативность проявлений мотивов общения со взрослыми и сверстниками. Это ситуативно-общительные дети, инициативность которых проявляется навсегда. Для них также характерен широкий круг общения и импульсивность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Виды учебных и обучающих действий.
Существует три основных вида учебных действий. Первый вариант обучения имеет характер преподнесения готовых знаний и умений . Учение в нем складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, ...

Механизмы межличностного восприятия. Рефлексия, идентификация, эмпатия
Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов , обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отноше ...

Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек
Родительская любовь – это одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, мальчикам и девочкам. Но если в семье только один р ...