В исследовании приняли участие 26 человек (от 9 до 13 лет), которых разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Формирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2009 года, на базе школы № 152 г. Новосибирска.
Всего было проведено десять занятий в рамках кружка "Умелые руки". Организация совместной деятельности предусматривала объединение всех участников на основе общего интереса (подготовка коллективных поделок к районной выставке). Обязательное условие организации - переживание ребенком положительных эмоциональных отношений.
До начала эксперимента (сентябрь 2009) у всех испытуемых был проведен исходный замер уровня активности общения по данным наблюдения и методом компетентных судей (см. Прил. 7). На каждого ребенка заполнялось по три карты, где отмечались интенсивность, инициативность, импульсивность и широта круга общения. По интенсивности детей разделили на три группы: высокообщительно (В), среднеоб11Щтельньге (С) и малообщительные (М); по инициативности на: инициативных (И), ситуативно-инициативных (С-И) и реципиентных (Р); по импульсивности на: импульсивных (И) и скованных (С), и по широте круга общения на детей с узким (У) и широким (Ш) кругом общения. Затем экспериментатор обобщал эти данные и заносил в соответствующую карту. Общие данные представлены в таблице 4.
Таблица4
Развитие активности общения
Типы |
Интенсивность |
Инициативность |
Импульсивность |
Широта крута | ||||||
Группы |
В |
С |
М |
И |
С-И |
Р |
И |
С |
Ш |
У |
К |
2 |
5 |
6 |
3 |
4 |
6 |
5 |
8 |
5 |
8 |
Э |
2 |
4 |
7 |
3 |
3 |
7 |
4 |
9 |
4 |
9 |
К% |
15 |
38 |
47 |
23 |
31 |
46 |
39 |
61 |
39 |
61 |
э% |
15 |
31 |
54 |
23 |
23 |
54 |
31 |
69 |
31 |
69 |
К - контрольная группа;
Э - экспериментальная группа.
В соответствии с данными всех учащихся разделили на три группы:
Высокий уровень активности общения. Этот уровень характеризуется устойчивой сформированностью мотивов общения со взрослыми и сверстниками. Сюда мы отнесли высокообщительных, инициативных, импульсивных детей с широким кругом общения. Этих детей отличает понимание и владение богатством невербальных средств, знание вежливых форм контактов, развитость и разнообразие построения речевых высказываний, высокий уровень развития речи, наличие творчества (без штампа).
Средний уровень активности общения. Для этого уровня характерна ситуативность проявлений мотивов общения со взрослыми и сверстниками. Это ситуативно-общительные дети, инициативность которых проявляется навсегда. Для них также характерен широкий круг общения и импульсивность.
Это интересно:
Феномен первого впечатления. Установки в формировании первого впечатления
Формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление о нем – это сложный психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая являе ...
Страхи
Возрастные страхи возникают у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития.
Многие дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от прибл ...
Диагностика анализ результатов психических состояний личности
С участниками проведен инструктаж по работе с тестами. Тестирование проводилось при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума. Тестирование проводилось в индивидуальном и групповом режиме.
Вначале был п ...