Вслед за Деркачом об этом же говорят авторы книги «Политическая конфликтология». Авторы отмечают кризис политики в неспособности политическими партиями выражать интересы какой либо части населения. [26] Показательным примером является организация партии «Справедливая Россия» путём «сложения» «Партии Пенсионеров», «Партии Жизни» и «Родины». Все 3 политические структуры и без того создавались искусственно. Партия пенсионеров ещё была способна защищать права и интересы пенсионеров, партия жизни – вообще неизвестно зачем создавалась и кого должна была защищать, а «Родина» была неприкрытым проектом Кремля по созданию подконтрольной альтернативной социалистической организации. [46] В итоге получилась подконтрольная псевдооппозиционарная политическая организация, которая путём слияния потеряла последние шансы на представление чьих либо интересов, но имеющая реальный шанс на портфели во власти. В итоге, «Справедливая Россия» стала чучелом оппозиции для Запада и инструментом завоевания власти «не единоросовскими» отдельно взятыми бизнесменами. А интересы народа в ближайшие 4 года снова не будет никто выражать и защищать. Поэтому и власть чаще всего становится не популярной или вообще падает интерес к политике в целом. [26]
«В целом же оппозиция является политическим механизмом, противодействующим монополизации всей полноты власти личностью, партией или политической элитой. Субъектами оппозиции выступают оппозиционные силы различной направленности (конструктивные, деструктивные и др.), находящиеся в противоречиях с официальной властью» - такое определение дают авторы учебного пособия «Политическая психология» оппозиции, что нам позволяет в дальнейшем разделить 2 выборки – политически активных оппозиционеров и политически пассивных граждан.
«Важно понимать, что для того, чтобы оппозиция могла бы достичь своих политических целей, она должна существовать как политическая организация, поддерживаемая хотя бы частью общества. В обществе с низким уровнем правосознания, в котором население не осознает свои подлинные интересы и не может соотнести их с политикой государства, не может быть сильной оппозиции. Более того, деятельность оппозиции, утратившей связь со своей социальной базой и с теми людьми, которых она поддерживает, лишена всякого практического смысла. Оппозиция в силу того, что она не обладает властью, а только претендует на нее, в большей, чем власть, степени ориентируется на субъективные, психологические идеи своей популярности и оппозиционных настроений масс». [11] Не обладая реальной властью, она стремится, прежде всего, к завоеванию власти психологической и именно поэтому для достижения своих целей должна обращать внимание на такие феномены массового сознания, как утрата харизмы властвующим лидером, поиск новых социальных идеалов, критические настроения и т. д. В современном российском обществе, как и в других цивилизованных странах, проявляются закономерные признаки демократизации всех сторон его функционирования. Они характеризуют закономерности его прогрессивного развития. Одна из таких закономерностей проявляется в виде реально утверждающейся оппозиционарности. Раскрыть ее проявление представляется возможным через ее ведущие психологические аспекты в условиях современного общества. Для этого важно дать развернутую характеристику социально-психологических истоков, факторов и механизмов, сущностных признаков оппозиционарности и непосредственно психологического механизма взаимодействия оппозиции с властью и обществом определить социально-психологические особенности оппозиционарности в российской политической практике и основы придания конструктивной направленности оппозиционарным взаимоотношениям в демократизирующемся обществе.
Социально психологические истоки, факторы и механизмы оппозиционности.
Психологическое содержание феномена оппозиционарности определяется следующими признаками: социально-политической активностью или пассивностью, интересом к политике или безразличием к ней, способностью быть субъектом политических отношений или быть ее пассивным объектом, конформностью или стремлением независимо от позиции власти выражать и отстаивать собственную программу.
Это интересно:
Особенности Я-концепции в юношеском возрасте. Юношескиий
возраст (границы)
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером ...
_У_
УБЕЖДЕНИЯ (англ. persuasion) — представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности; компоненты мировоззрения личности. Наличие У. связано с признанием и непосредст ...
Методика исследования
В качестве испытуемых выступили:
20 учеников 10-го класса СШ №15 г. Егорьевска Московской области;
20 студентов 3-го курса Московского Государственного Открытого Педагогического университета.
Для решения поставленных задач были использ ...