поведения. Изучение оппозиционного поведения в отечественной науке.
Страница 3

Полезная информация » Психологические аспекты оппозиционного поведения » поведения. Изучение оппозиционного поведения в отечественной науке.

Важнейшим социально-психологическим источником оппозиционарности является интерес человека или политического объединения к социально-политической сфере, забвение, хотя бы на время, собственных индивидуальных проблем во имя общих ценностей, целей и интересов».

Именно эти характеристики мы и взяли предметами изучения в прошлогоднем исследовании и в настоящем. В прошлогоднем исследовании мы установили, что оппозиционные деятели не обладают статистически значимым отличием по характеристике «конформность» в понимании этого феномена как «зависимости от группы», но обнаружили значимые различия в уровне «мотивации одобрения обществом», что также в некоторой степени можно назвать нонконформизмом.

В данном исследовании мы взяли одним из предметов изучения альтруистическую направленность оппозиционеров, о которой говорит Деркач и соавторы.

«Не менее важной психологической основой оппозиционарности является изначальное стремление субъекта политики к целенаправленной активности. Его природа, прежде всего конкретного человека не позволяет довольствоваться уже достигнутым, почивать на лаврах, добытых своей собственной деятельностью или культурно-историческим прошлым» - это утверждение можно перефразировать как стремление оппозиционеров к деятельности, то есть к труду. Это качество также взято нами как один из предметов изучения.

«Не всегда источник активности - изменение гармонии отношений с внешней средой, порождающее нарушение внутреннего психологического равновесия» - здесь мы вслед за Деркачом отвергаем гипотезу о патологичности оппозиционеров.

«Социальная жизнь не всегда строго запрограммирована и не всегда четко определена. В то же время нельзя представлять себе общество как нечто аморфное, расплывчатое. В обществе существуют свои закономерности, например, относительно четкая иерархия социальных слоев. Существует распространенное мнение, что, поскольку люди неравны по своим материальным возможностям, творческим способностям, мотивации к социальной активности и другим психологическим качествам - психическим процессам, свойствам, состояниям или образованиям, то всегда будет существовать большинство, не способное к планированию и управлению своей жизнью и руководимое им меньшинство. Исходя из этого, например, В. Куращвили выделил три социально-психологических типа людей по признаку их отношения к организационной системе: доминаторы, ориентированные на власть паритенты, не ориентированные ни на власть, ни на слепое подчинение, но способные подчиняться, если это им кажется разумным сервиленты, легко внушаемые конформисты, они легко подчиняются чужой воле.

Следует отметить, что такое разделение, хотя и верно по сущности, вместе с тем несколько упрощенно отражает типологию отношения к политической системе, поскольку даже самый пассивный конформист может иметь определенную оппозиционарную ориентацию. В реальности большинство, хотя и не стремится к достижению всей полноты власти, в то же время не соглашается с ролью простых объектов социально-политического манипулирования. И наиболее фундаментальным проявлением такого неприятия является оппозиционарность как массовая ориентация, выражающаяся в частичном или полном неприятии социально-политических приоритетов властных структур. Оппозиционарность, при этом выражает активное противодействие навязываемой властью человеку или политическому объединению объектности и предстает как явление массовое. Она в тех или иных своих формах распространено повсеместно, но более всего выражена в деятельности политически организованной оппозиции, открыто противопоставляющей себя официальным властным структурам.

Важнейшим источником оппозиционарности является стремление масс быть не объектами, а субъектами социально-политической сферы, желание конкретных людей участвовать в реальной политической жизни. Психологическая основа такого стремления - желание властвовать. Многие психологи, философы и политологи были убеждены, что воля к власти является неотъемлемой частью человеческой личности. Так, Ницше считал, что все в мире, начиная с электронов и заканчивая человеком, стремится к власти, которую он понимал как интеллектуальное, физическое, нравственное подчинение других своей воле. Это же подтверждают другие психологические концепции» - это утверждение классиков и авторов пособия мы также взяли одним из предметом своего исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Это интересно:

_З_
ЗАБЫВАНИЕ (англ. forgetting) — один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая ...

Гештальт-психология
Около 1912 года, приблизительно в то же время, когда в Америке приобрел популярность бихевиоризм, в Германии появилась гештальт-психология. Немецкое слово «гештальт», означающее «форма» или «конфигурация», было использовано в качестве наз ...

Результаты исследования влияния уровня эмпатии супругов на конфликтность в семье
Исследование уровня эмпатии супругов Результаты супругов периода молодости по методике «Уровень эмпатических способностей» показывают, что у обоих супругов заниженный и очень низкий уровень эмпатии в 11 парах, средний уровень эмпатии в 2 ...