"Несуществующее животное": нерешителен, неуверен в себе. Имеются тенденции к рефлексии, размышлению.
10. К.А., 6 лет.
"Дом - Дерево - Человек": достаточно открыт. Испытывает потребность в идеале. Присутствует конфликтность.
"Несуществующее животное": высокая самооценка. Может проявлять вербальную агрессию, в основном защитную.
11. П.А., 6 лет.
"Дом - Дерево - Человек": достаточно открыта в общении. Проявляет стремление к лидерству. Вместе с тем имеет место чувство незащищённости. Достаточно энергична.
"Несуществующее животное": заинтересована в информации окружающих о себе, эгоцентрична. Делает легкомысленные выводы, иногда импульсивна в принятии решений. Существует тенденция к вербальной агрессии, в основном защитной.
В результате проведенной диагностики были сделаны следующие выводы:
практически все дети испытывают трудности при стремлении раскрыться перед другими;
у детей наблюдается тревожность, некоторые дети замкнуты, неуверенны в себе;
имеются дети, которые испытывают агрессию, хотя агрессию проявляют в основном в защитных целях.
У троих детей рисунки говорят о спокойном, уравновешенном состоянии детей. На основе полученных данных можно провести коррекционно-развивающую программу, цель, которой корректировать основные выявленные негативные эмоциональных проявлений: тревожность, замкнутость, неуверенность, агрессивность.
В заключении можно добавить, что для выявления негативных эмоциональных проявлений помимо использованных нами методик "Дом - Дерево - Человек" и "Рисование несуществующего животного", можно применять следующие способы диагностики:
Опросники и карты наблюдений за ребёнком;
Методика с использованием предметных картинок;
Методика "Пиктограммы";
Методика: оценка уровня притязания ребёнка;
Шкала тревожности ребёнка;
Методика: "Неоконченные предложения";
Экспресс-социометрия.
Подробное описание данных диагностических методик приведено в Приложение № 3.
Это интересно: