Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков
Страница 1

Полезная информация » Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей » Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

На данном этапе исследования выявлялась связь между особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Статистическая проверка эмпирической гипотезы осуществлялась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, позволяющего определить тесноту (силу) и направленность корреляционной связи между двумя признаками. Коэффициент rs вычисляют по формуле

где d — разность между рангами сопряженных значений признаков (независимо от ее знака), а — число пар. В нашей работе вычисления были произведены с использованием программного пакета Statistica 7.0.

Результаты корреляционного анализа, позволяющие оценить взаимосвязь между исследуемыми параметрами представлены в Приложении 3, Таблице 5,6. Из таблиц 5 и 6 видно, что у первых сиблингов сильная связь (Р<0.01) существует между следующими параметрами:

· Доверительностью общения и требовательность родителей (0.7). Вероятно, это объясняется тем, что чем больше требований предъявляют родители к сиблингам, тем больше возникает у последних потребность искать поддержки, доверия друг у друга.

· Доверительностью общения и контролем отца (0.58)и матери (0.86). Такая взаимосвязь также, вероятно, может быть объяснена взрастающей сплоченностью внутри сиблинговой подсистемы при высокой степени контроля со стороны родителей.

· Доверительностью общения и строгостью отца (0.83), что говорит о том, что чем больше строгости проявляет отец по отношению к детям, тем больше сиблинги стремятся к согласию по поводу верований и ценностей внутри своей подсистемы.

· Доверительностью общения и эмоциональной дистанцией отца (-0.59, -0.63). То есть чем более дистанцирован отец в отношениях с детьми, тем меньше у сиблингов стремление доверить друг другу свои тайны, свои дела, положиться на брата (сестру) в полной мере. Вероятно, дети усваивают родительскую модель «холодных» взаимоотношений.

· Доверительностью общения и отвержением отца (-0.71) и матери (-0.52). Что говорит о том, что отвержение родителей, вероятно, способствует формированию недоверия в отношениях с окружающими, в том числе и в сиблинговой подсистеме.

· Доверительностью общения и сотрудничеством с отцом (0.52) и с матерью (0.55). Вероятно, проявляя отношения сотрудничества в детско-родительских взаимоотношениях, родители транслируют детям необходимые умения для построения отношений, позволяющих достигать общих целей.

· Доверительностью общения и непоследовательностью отца (-0.52). Вероятно, непоследовательные воспитательные воздействия отца в семье препятствуют построению доверительных отношений, формированию согласованной системы верований и ценностей у сиблингов.

· Доверительностью общения и авторитетностью отца (0.62). Вероятно, авторитетность отца в семье привносит в отношения сиблингов умения уважать друг друга, относиться к общению как к ценности, уметь полагаться друг на друга в решении проблем.

· Взаимопонимание между сиблингами связано со строгостью отца (0.56, 0.81), с контролем матери (0.84) и отца (0.92). Вероятно, при строгом отце в семье у сиблингов возникает дополнительная мотивация искать взаимопониминие друг у друга в сиблинговой подсистеме.

· Взаимопонимание между сиблингами связано с эмоциональной дистанцией отца (-0.67), с отвержением матери (-0.61) и отца (-0.74). Очевидно, эмоционально дистанцированные отношения с родителями транслируются в сиблинговую подсистему. И такие дети не понимают друг друга, не стремятся узнать интересы, настроения другого.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Обобщённо-теоретический анализ изучаемой проблемы готовности ребёнка к школе. Понятие готовности ребёнка к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника с ...

Методики исследования, анализ результатов
В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных». 1. Методика «Круги» Данная методика предлагает выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями и с мальчиками и девочками своего ...

Индивидуальная психотерапия
Теперь попытаемся показать основные принципы индивидуальной психотерапии для различных групп больных, предварив их общими установками. В стадии отрицания мы не должны мешать больному; мост к человеку должен строиться от него, а не от себ ...