Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков
Страница 2

Полезная информация » Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей » Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

· Взаимопонимание между сиблингами связано с сотрудничеством с матерью (0.66). Возможно, такая материнская позиция учит детей проявлению мягкости в отношениях, возможности предсказать и понять поведение брата/сестры в определенных ситуациях реакции на те или иные события.

· Взаимопонимание между сиблингами связано с несогласием - с матерью (-0.54) и отцом (-0.56): чем более дети «отделены» от родителей, тем более стремятся к взаимопониманию друг с другом.

Доверительность и взаимопонимание в общении тесно связаны между собой. Неудивительно, что эти параметры имеют много похожих взаимосвязей с особенностями детско-родительских взаимоотношений.

· Сходство взглядов связано обратной связью с принятием отца (-0.56) и сотрудничеством (-0.57), с согласием матери (-0.76) и отца (-0.81). Вероятно, при отсутствии поддержки в этой сфере со стороны отца, дети вынуждены формировать свою, общую для них систему интересов, взглядов, мировоззрения.

· Сходство взглядов связано авторитетностью отца (-0.63). Возможно, чем более поддержан авторитет отца в семье, тем более согласованы позиции членов семьи в различных вопросах.

· Прямой связью сходство взглядов связано с последовательностью матери (0.51) и отца (0.69). Вероятно, это можно объяснить простым утверждением: чем более последовательны родители, тем более понятно детям как воспринимать мир. С другой стороны, чем более несогласованны родители, тем больше причин у сиблингов искать понимания друг у друга.

· Общие символы семьи связаны прямой связью с требовательностью матери (0.51) и отца (0.56), строгостью отца (0.85), контролем матери (0.80) и отца (0.86). Вероятно, такая система воспитания и общения с детьми в семье способствует созданию у сиблингов системы объектов, высказываний, имеющих для них одно и то же значение, вызывающих одно и то же чувство, воспоминание, отношение. В общении может выражаться в существовании «своего языка», чувства единства, сплоченности, так называемого «мы».

· Общие символы семьи связаны с эмоциональной дистанцией отца (-0.70), отвержением матери (-0.65), неудовлетворенностью отношениями с отцом (-0.57). Понятно, что такие характеристики общения с детьми не способствуют развитию у сиблингов чувства единства, сплоченности, так называемого «мы».

У вторых сиблингов сильная связь (Р<0.01) существует между следующими параметрами:

· Доверительностью общения и требовательность отца (0.79), контролем матери (0.52), строгостью отца (0.55) и матери (0.67). Что, вероятно, как и у первых сиблингов, объясняется теми же причинами: при требовательных, контролирующих, строгих родителях дети вынуждены искать поддержку внутри своей подсистемы.

· Доверительностью общения и непоследовательностью отца (-0.78), эмоциональной дистанцией матери (-0.58), несогласием отца (-0.83) и матери (-0.91). То есть чем более конфликтны, дистантны и несогласованны позиции родителей по отношению к детям, тем меньше доверия внутри сиблинговой подсистемы.

· Доверительностью общения и с сотрудничеством с отцом (0.55): в таких семьях, где родитель демонстрирует конструктивные способы разрешения противоречий, достижения взаимопонимания, дети выстраивают отношения доверия между собой.

Эти результаты во многом схожи с результатами исследования первых сиблингов и. вероятно, во многих случаях могут быть объяснены теми же причинами.

· Взаимопонимание между вторыми сиблингами связано с требовательностью отца (0.74), со строгостью отца (0.61) и матери (0.69, 0.61), с контролем матери (0.72, 0.56) и отца (0.56), с несогласием - с матерью (-0.93, -0.85) и отцом (-0.72, -0.67), с непоследовательностью отца (-0.75, -0.72); и, вероятно, объясняется теми же причинами, как и связи при исследовании первой сиблинговой позиции: чем более строгие и контролирующие родители, тем больше близости, доверия и понимания между сиблингами.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Парадигмы психологии труда
Все психологические научные дисциплины, имеющие единые генеалогические корни, все составляющие психологию труда в широком смысле, все дисциплины, выступающие как ее компоненты, испытывают на себе сходные воздействия социума и отвечают на ...

Рефлексивность как характеристика общих способностей
Анализ проблемы рефлексии, проведенный в предыдущей главе, свидетельствует об очень большом разнообразии подходов к ее раз­работке, о принципиальной множественности способов ее изучения. Причем сами подходы, способы и стратегии изучения р ...

Организационная психология
Дальнейшее развитие психологии труда и последовательное внедрение достижений науки в практику не могло не привести к осознанию и признанию весьма неоднозначной роли социальной среды, окружающей человека-деятеля. С 1930-х гг., с начала ст ...