Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков
Страница 2

Полезная информация » Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей » Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

· Взаимопонимание между сиблингами связано с сотрудничеством с матерью (0.66). Возможно, такая материнская позиция учит детей проявлению мягкости в отношениях, возможности предсказать и понять поведение брата/сестры в определенных ситуациях реакции на те или иные события.

· Взаимопонимание между сиблингами связано с несогласием - с матерью (-0.54) и отцом (-0.56): чем более дети «отделены» от родителей, тем более стремятся к взаимопониманию друг с другом.

Доверительность и взаимопонимание в общении тесно связаны между собой. Неудивительно, что эти параметры имеют много похожих взаимосвязей с особенностями детско-родительских взаимоотношений.

· Сходство взглядов связано обратной связью с принятием отца (-0.56) и сотрудничеством (-0.57), с согласием матери (-0.76) и отца (-0.81). Вероятно, при отсутствии поддержки в этой сфере со стороны отца, дети вынуждены формировать свою, общую для них систему интересов, взглядов, мировоззрения.

· Сходство взглядов связано авторитетностью отца (-0.63). Возможно, чем более поддержан авторитет отца в семье, тем более согласованы позиции членов семьи в различных вопросах.

· Прямой связью сходство взглядов связано с последовательностью матери (0.51) и отца (0.69). Вероятно, это можно объяснить простым утверждением: чем более последовательны родители, тем более понятно детям как воспринимать мир. С другой стороны, чем более несогласованны родители, тем больше причин у сиблингов искать понимания друг у друга.

· Общие символы семьи связаны прямой связью с требовательностью матери (0.51) и отца (0.56), строгостью отца (0.85), контролем матери (0.80) и отца (0.86). Вероятно, такая система воспитания и общения с детьми в семье способствует созданию у сиблингов системы объектов, высказываний, имеющих для них одно и то же значение, вызывающих одно и то же чувство, воспоминание, отношение. В общении может выражаться в существовании «своего языка», чувства единства, сплоченности, так называемого «мы».

· Общие символы семьи связаны с эмоциональной дистанцией отца (-0.70), отвержением матери (-0.65), неудовлетворенностью отношениями с отцом (-0.57). Понятно, что такие характеристики общения с детьми не способствуют развитию у сиблингов чувства единства, сплоченности, так называемого «мы».

У вторых сиблингов сильная связь (Р<0.01) существует между следующими параметрами:

· Доверительностью общения и требовательность отца (0.79), контролем матери (0.52), строгостью отца (0.55) и матери (0.67). Что, вероятно, как и у первых сиблингов, объясняется теми же причинами: при требовательных, контролирующих, строгих родителях дети вынуждены искать поддержку внутри своей подсистемы.

· Доверительностью общения и непоследовательностью отца (-0.78), эмоциональной дистанцией матери (-0.58), несогласием отца (-0.83) и матери (-0.91). То есть чем более конфликтны, дистантны и несогласованны позиции родителей по отношению к детям, тем меньше доверия внутри сиблинговой подсистемы.

· Доверительностью общения и с сотрудничеством с отцом (0.55): в таких семьях, где родитель демонстрирует конструктивные способы разрешения противоречий, достижения взаимопонимания, дети выстраивают отношения доверия между собой.

Эти результаты во многом схожи с результатами исследования первых сиблингов и. вероятно, во многих случаях могут быть объяснены теми же причинами.

· Взаимопонимание между вторыми сиблингами связано с требовательностью отца (0.74), со строгостью отца (0.61) и матери (0.69, 0.61), с контролем матери (0.72, 0.56) и отца (0.56), с несогласием - с матерью (-0.93, -0.85) и отцом (-0.72, -0.67), с непоследовательностью отца (-0.75, -0.72); и, вероятно, объясняется теми же причинами, как и связи при исследовании первой сиблинговой позиции: чем более строгие и контролирующие родители, тем больше близости, доверия и понимания между сиблингами.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Образ тела как психологический феномен
В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.). В процессе ...

Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации. Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений
Эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знан ...

Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении. Адаптация в дошкольном учреждении
Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли: Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем ...