· Сходство взглядов, в отличие от первых сиблингов, не имеет сильных взаимосвязей с параметрами родительского отношения. Возможно, потому что младшие сиблинги часто ориентируются на старших, играя «ведомую» роль.
· Общие символы семьи связаны с требовательностью отца (0.87), со строгостью отца (0.73)и матери (0.57), с контролем матери (0.65) и отца (0.60), с принятием матери (0.54), с несогласием отца (-0.82) и матери (-0.89), с непоследовательностью отца (-0.68). Эти связи, вероятно, объясняются теми же причинами, что и в отношении первых сиблингов.
· Легкость общения у вторых сиблингов связана с автономностью матери (-0.52). Эта связь характерна только для второй сиблинговой позиции. Вероятно, это объясняется склонностью многих мам к выстраиванию очень тесных отношений с младшими детьми, что препятствует развитию навыков общения со сверстниками, может способствовать сиблинговой конкуренции.
· Легкость общения связана с отсутствием сотрудничества с матерью (-0.68), неавторитетностью матери (-0.70) и отца (-0.69). Эти связи также, вероятно, объясняются необходимостью «верной» дистанции в отношениях с родителями для развития навыков общения у детей.
· Легкость общения связана с неудовлетворенностью взаимоотношениями с матерью (-0.67) и отцом (-0.68). Возможно, это объясняется той же закономерностью: чем более ребенок привязан к матери, тем сложнее ему отделиться и выстраивать эффективные взаимоотношения с другими персонами.
Наконец, психотерапевтичность общения связана с отсутствием сотрудничества с матерью (-0.52), с неавторитетностью отца (-0.55), с неудовлетворенностью отношениями с отцом (-0.53). Что также возможно объяснить сплочением сиблингов за счет дистанцирования с родителями.
Таким образом, гипотеза, подлежавшая проверке в нашем исследовании, нашла свое подтверждение, что позволило констатировать существование достоверной взаимосвязи между исследуемыми признаками.
Это интересно:
Организация психокоррекционной работы с младшими школьниками.
Диагностика готовности студентов к организации психокоррекционной работы
с детьми
Для определения готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми студентам была предоставлена диагностика по теме «Основы психокоррекции и психопрофилактики». Диагностика включает в себя 10 теоретических и 2 практичес ...
Связь между телом и душой как предмет исследования
Взаимоотношение физического (телесного, соматического) и психического (душевного) укоренено во множестве фактических данных, которые в общем плане, исходя из все еще не вполне отчетливого понимания тела и души, могут быть сформулированы с ...
Структура синдрома эмоционального выгорания и факторы, детерминирующие его
развитие в профессиональной деятельности педагогов
При всём существовании многообразных подходов и пониманий явления эмоционального выгорания практически все исследователи сходятся в том, что выгорание представляет собой синдром, состоящий из комплекса таких симптомов как редукция професс ...