По мнению психологов, значительную роль в возникновении супружеских конфликтов играет противостояние разных интересов, взглядов, представлений, вкусов, привычек. Некоторые исследователи связывают возникновение конфликтов между супругами также с несовместимостью их характеров, нравственных позиций, ролевых ожиданий, личностных качеств и мнений относительно целей брачного союза.
Немаловажную роль играют противоречия, возникающие у супругов при совместном удовлетворении в браке ряда потребностей: в исполнении семейных ролей, общении, материальных потребностей, потребности в защите собственного «Я».
Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет уже сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичны у обоих брачных партнеров и нередко оказываются противоречивыми. Если у супругов хорошо развиты такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание, умение считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, то противоречия в этой сфере не принимают острых форм и успешно преодолеваются. Отсутствие же у супругов указанных качеств приводит к такому обострению противоречий, при котором удовлетворить потребности каждого из брачных партнеров становится чрезвычайно трудно, а порой и невозможно. Это создает дисгармонию в супружеских отношениях и ведет к дестабилизации семьи.
Подготовленность к браку включает правильное понимание и выполнение супругами семейных ролей, готовность супругов к компромиссам и сотрудничеству, ответственности за семью, высокую культуру общения. Наиболее важным конфликтогенным фактором в семье является культура общения супругов, т.е. умение соблюдать в общении друг с другом и с родственниками элементарные нравственные нормы повседневной жизни - вежливость, тактичность, доброжелательность. Если супруги систематически нарушают эти нормы (позволяют себе грубость в обращении с партнером или его родственниками, проявляют бестактность, равнодушие, недоброжелательность, невнимательность к партнеру), это может провоцировать конфликты. [18. 58]
Большую роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из четырех типов:
1) стремление к превосходству,
2) появление агрессивности,
3) проявление эгоизма,
4) стечение обстоятельств.
Объединяет все эти типы то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или для достижения каких-то целей (психологических или меркантильных). Перечислим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.
Стремление к превосходству. Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: "Не обижайся", "Успокойся", "Как можно этого не знать?", "Неужели не понимаешь?", "Вам русским языком сказано", "Ты умный человек, а поступаешь .". Одним словом, забвение известной мудрости: "Если ты умнее других, то никому не говори об этом". Конфликтогеном является и снисходительный тон.
Хвастовство, то есть восторженный рассказ о свих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание "поставить на место" хвастуна.
Это интересно:
Анализ и оценка результатов экспериментальной
работы по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков
После разработки и апробации программы деятельности педагога психолога по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков была проведена контрольная диагностика.
Таблица 5 - Результаты методики «Тест на алкогольную и на ...
Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский).
Гребенко утверждал, что ...
Методика исследования
В качестве испытуемых выступили:
20 учеников 10-го класса СШ №15 г. Егорьевска Московской области;
20 студентов 3-го курса Московского Государственного Открытого Педагогического университета.
Для решения поставленных задач были использ ...