Конфликтность в семье. Особенности конфликтов в супружеских семьях. Понятие конфликтности, как психологический феномен
Страница 2

Полезная информация » Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах » Конфликтность в семье. Особенности конфликтов в супружеских семьях. Понятие конфликтности, как психологический феномен

По мнению психологов, значительную роль в возникновении супружеских конфликтов играет противостояние разных интересов, взглядов, представлений, вкусов, привычек. Некоторые исследователи связывают возникновение конфликтов между супругами также с несовместимостью их характеров, нравственных позиций, ролевых ожиданий, личностных качеств и мнений относительно целей брачного союза.

Немаловажную роль играют противоречия, возникающие у супругов при совместном удовлетворении в браке ряда потребностей: в исполнении семейных ролей, общении, материальных потребностей, потребности в защите собственного «Я».

Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет уже сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичны у обоих брачных партнеров и нередко оказываются противоречивыми. Если у супругов хорошо развиты такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание, умение считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, то противоречия в этой сфере не принимают острых форм и успешно преодолеваются. Отсутствие же у супругов указанных качеств приводит к такому обострению противоречий, при котором удовлетворить потребности каждого из брачных партнеров становится чрезвычайно трудно, а порой и невозможно. Это создает дисгармонию в супружеских отношениях и ведет к дестабилизации семьи.

Подготовленность к браку включает правильное понимание и выполнение супругами семейных ролей, готовность супругов к компромиссам и сотрудничеству, ответственности за семью, высокую культуру общения. Наиболее важным конфликтогенным фактором в семье является культура общения супругов, т.е. умение соблюдать в общении друг с другом и с родственниками элементарные нравственные нормы повседневной жизни - вежливость, тактичность, доброжелательность. Если супруги систематически нарушают эти нормы (позволяют себе грубость в обращении с партнером или его родственниками, проявляют бестактность, равнодушие, недоброжелательность, невнимательность к партнеру), это может провоцировать конфликты. [18. 58]

Большую роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из четырех типов:

1) стремление к превосходству,

2) появление агрессивности,

3) проявление эгоизма,

4) стечение обстоятельств.

Объединяет все эти типы то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или для достижения каких-то целей (психологических или меркантильных). Перечислим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.

Стремление к превосходству. Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.

Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: "Не обижайся", "Успокойся", "Как можно этого не знать?", "Неужели не понимаешь?", "Вам русским языком сказано", "Ты умный человек, а поступаешь .". Одним словом, забвение известной мудрости: "Если ты умнее других, то никому не говори об этом". Конфликтогеном является и снисходительный тон.

Хвастовство, то есть восторженный рассказ о свих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание "поставить на место" хвастуна.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Общая характеристика педагогической деятельности. Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подраст ...

Диагностика мотивационной сферы личности подростков
Становление личности будущего учителя предполагает перестройку мотивационной сферы: одни побуждения, мотивы приобретают большую личность, другие теряют ее. Преобладающие мотивы и направленность личности так или иначе взаимосвязаны: либо в ...

Корпоративная культура
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и д ...