_Ш_
Страница 1

ШАБЛОНЫ (в рисовании) (англ. stencils). Детскому рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычек графических образов. При определенных условиях это превращает образы в застывшие графические шаблоны. Изобразительные Ш. представляют собой весьма прочные образования, т. к. они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих людей. Ш. могут передаваться из поколения в поколение. В индивидуальном опыте ребенка Ш. могут жить очень долго.

Закрепление графических образов, превращение их в Ш. имеет двоякое значение для развития изобразительной деятельности и изобразительных способностей. С одной стороны, шаблонизация графических образов создает основу изобразительной деятельности: рисующий соотносит реальный предмет с возникающим графическим построением этого предмета. Именно наличие набора графических построений позволяет ребенку успешно продвигаться в собственно изобразительной деятельности. Однако, с др. стороны, Ш. представляют большую опасность для дальнейшего развития детского рисования. Если не управлять этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им застывших графических построений определенных предметов. См. также Рисунок детский, Художественные представления. (В. С. Мухина.)

ШАГ ГЕФФДИНГА — процесс обработки информации о стимуле, предшествующий его опознанию; назван по имени датского философа Г. Геффдинга, подчеркнувшего, что объект вызывает ассоциации не сам по себе, а только через контакт его образа со следами памяти. (А. И. Назаров.)

ШАГ УСВОЕНИЯ — представляет собой микроэтап процесса обучения, в результате которого уч-ся усваивает некоторый минимум учебной информации или совершенствует (тренирует) усвоенный способ действия. Различие между кадром программированных учебных материалов и Ш. у. в том, что 1-й является элементом учебного пособия, а 2-й — процесса усвоения. Психологическое содержание Ш. у. составляет усвоение новых знаний в проблемной ситуации. Величина одного Ш. у. определяется степенью новизны и обобщенности усваиваемых знаний. Различия в величине Ш. у. характеризуют индивидуальные возможности уч-ся. Возможности усвоения более или менее сложной системы знаний обеспечиваются последовательностью Ш. у, определяемой закономерностями развития знаний и действий человека. См. Проблемное обучение, Программированное обучение.

Добавление: Минимальный Ш. у. учебной информации — величина, зависящая от многих трудно учитываемых индивидуальных параметров мышления и восприятия, так же как и от специфики баз знаний отдельных людей. Можно полагать, что Ш. у. материала тем больше, чем большее количество упорядоченных «атомов» знаний и соответствующих им правил вывода имеется у человека в данной предметной области. Упорядоченность «атомов» знаний предполагает определенную индивидуально организованную структуру участков семантической сети, представляющей данную предметную область. Под «атомами» знаний в данном случае понимаются цепочки умозаключений, состоящие из посылок, заключений, продукций, соединенных правилами вывода. Особое влияние на размер минимального Ш. у. материала обучения оказывает степень соответствия баз знаний субъектов общения.

Существование разных по структуре и содержанию минимальных Ш. у. материала делает более понятными сложности проблем обучения, в т. ч. использования компьютерных систем автоматизированного обучения, проблем программированного обучения. (В. М. Кроль.)

ШЕСТОЕ ЧУВСТВО — см. Психология слепых.

ШИЗОФРЕНИЯ (англ. schizophrenia; от греч. schizo — расщепляю, раскалываю + phren — душа) — психическое заболевание, которое протекает хронически в виде приступов или непрерывно, приводит к характерным однотипным изменениям личности с дезорганизацией психических функций. В качестве единого заболевания это расстройство было выделено нем. психиатром Э. Крепелином (1896), который назвал его «dementia praecox» (раннее слабоумие). Рос. психиатр В. Х. Кандинский (1887) описал подобное заболевание под названием идеофрения, а С. С. Корсаков (1891) — под названием дизнойя. Название «Ш.» дал швейцарский психиатр Э. Блейлер.

Риск заболевания Ш. особенно высок в подростковом возрасте (в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни). На возраст 10-19 лет приходится 31-32 % дебютов Ш.; риск заболевания у мальчиков в 1,5 раза выше, чем у девочек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе. Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процес ...

Эмпирическая часть
Нами было проведено исследование на выявление направленности личности студентов в ВУЗе. Целью данного эксперимента являлось определение преобладающих тенденций направленности личности и профессиональная направленность трудовой деятельност ...

Концептуальная теория психопатологии
По нашему мнению корни психологических проблем кроются в самом процессе познания и восприятия. А именно в этапах концептуальной оценки конкретного эмоционального опыта/состояния (О ), в устанавливании/выборе конкретной морально-социальной ...