_Ф_
Страница 9

ФИЛЬТР ЧАСТОТ (англ. frequency filter) — устройство, ослабляющее в сигнале определенные диапазоны частот; фильтр низких частот (англ. low frequency filter) ослабляет высокие частоты и пропускает низкие, тогда как фильтр высоких частот (англ. high frequency filter) ослабляет низкие частоты и пропускает высокие; полосовой фильтр (англ. band-pass filter) пропускает ограниченную полосу частот без ослабления. Ф. ч. м. б. акустические, световые, электрические (напр., фильтр канала электроэнцефалографа) и др. См. Спектрометрия. (Б. М.)

ФЛАГЕЛЛЯЦИЯ — см. Садизм.

ФЛЕГМАТИК — см. Темперамент.

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882-1937) — религиозный философ, ученый энциклопедист, многие труды которого имеют важное значение для психологии, в особенности культурно-исторической. Ф. развивал орудийный подход к культуре.

Помимо машин и инструментов «есть и др. род орудий, наименее материальных, ВОЗДУШНЫХ, если выразиться точно и буквально, однако ничуть не менее могучих; это суть — СЛОВА — в особенности — оформленные технически понятия и термины. Слово "воздушное ничто" есть, однако, орудие мысли, без коего мысль не раскрывается и не осуществляется. Не в переносном смысле, а в самом точном — слова есть орудия». То же и символы: «Они суть органы нашего общения с реальностью. Ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было отрезано до тех пор от нашего сознания. Изображением мы видим реальность, а именем — слышим ее; символы — это отверстия, пробитые в нашей субъективности». Символы, согласно Ф., представляют собой наглядное единство, совмещающее в себе осмысленность вещей и овеществленность смыслов. Без такой «третьей» вещи, как символ, деятельность человека может расколоться на 2 непересекающиеся: деятельность осмысливания и деятельность реализации, что слишком часто и происходит. Культура должна преодолеть имеющееся в настоящее время разделение «смысла и реальности, духа и плоти, истины и силы на два царства: царство субъективных истин и царство не-истинных объективностей». (См. также Кассирер Э., Психология искусства, Сон.)

Ф. развивал идею органопроекции (см. Капп Э.) — создание человеком орудий по образцу и подобию его собственных анатомических органов и органов-действий (функциональных органов в терминологии А. А. Ухтомского). В 1937 г. Ф. был расстрелян. (В. П. Зинченко.)

ФОБИИ (от греч. phobos — страх) — навязчивые состояния страха. Разновидности Ф.: навязчивый страх покраснеть (эритрофобия, см. Каспера симптом), страх пребывания на открытых местах (агорафобия), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), страх смерти (танатофобия) и др. Ф. бывают при неврозах и психопатиях, у психастеников, а также при различных психозах с эмоциональными расстройствами (депрессивные состояния, шизофрения и др.). См. Синдромы психопатологические.

ФОКУС-ГРУППА — см. Метод «фокус-групп».

ФОЛК-ПСИХОЛОГИЯ (англ. folk psychology — букв.: народная психология) — житейская (обыденная, ненаучная) психология, к которой относят широко распространенные психологические термины (понятия) и объяснения психических явлений, поведения, личностных качеств. Часть Ф. п. — имплицитная теория личности. (Б. М.)

ФОН (от греч. phone — голос, звук) — единица субъективной шкалы громкости звуков. Для тона 1000 Гц эта единица численно равна уровню звукового давления. Для остальных частот громкость звуков в фонах определяется методом субъективного сравнения.

ФОНЕМА (от греч. phonema — голос, звук) — совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от др. фонем. Ф. — это различительная единица звукового строя языка. Акустический образ Ф. возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая — глухой, твердая — мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений. См. Категориальность восприятия.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Это интересно: